Официальный представитель Пентагона, бригадный генерал ВВС США Пэт Райдер подчеркивает, что США «по-прежнему сосредоточены на дипломатии» в Нигере. Фото с сайта www.dvidshub.net
Администрация президента США Джозефа Байдена делает ставку на дипломатическое решение в Нигере, а не на силовой сценарий. Такие уверения прозвучали со стороны Пентагона на фоне слухов о перспективах иностранного военного вмешательства в африканскую страну. Подходы Вашингтона, наотрез отказавшегося квалифицировать произошедшее как военный переворот, вызывают критику в том числе со стороны трансатлантических союзников. Так, о своем растущем разочаровании говорят французские официальные лица, обвиняющие Белый дом в предательстве.
Ясность в позицию администрации Байдена попытался внести официальный представитель Пентагона, бригадный генерал ВВС США Пэт Райдер. Он заявил, что его страна «по-прежнему сосредоточена на дипломатии» в Нигере. «И это будет оставаться в центре нашего внимания, – подчеркнул военный, выступая на регулярном брифинге. – На данный момент количество американских военных, находящихся в Нигере, остается прежним. В конфигурации наших сил не произошло никаких изменений». Тем не менее Райдер подчеркнул, что американское военное ведомство является структурой, занимающейся постоянным планированием, и поэтому оно «готово к самым разным непредвиденным обстоятельствам».
Заявление прозвучало на фоне усиливающегося беспокойства, что организаторы военного переворота заставят всех иностранных игроков вывести свои войска с территории страны. На сегодня в Нигере развернуто около 1,1 тыс. военнослужащих США, задействованных в международной антитеррористической миссии. У них есть доступ к двум точкам – авиабаза 201 в районе города Агадес на краю пустыни Сахара и авиабаза 101 вблизи столицы Ниамея. Объект в Агадесе площадью 25 кв. км стратегически важен для Пентагона: это второй по величине после Джибути плацдарм американских ВВС, в который США инвестировали свыше 100 млн долл. Там находится крупный парк боевых и разведывательных беспилотников.
Опасения перед возможной потерей критически значимой базы – один из факторов, из-за которых Вашингтон отказывается от безапелляционной критики в адрес мятежников в Нигере. В середине этого месяца заместитель официального представителя Пентагона Сабрина Сингх открыто отмечала, что приоритетом для администрации Байдена в этих обстоятельствах является сохранение военных активов в Сахеле. Именно поэтому Вашингтон не спешит квалифицировать отстранение Мохамеда Базума с поста президента как акт военного переворота. Хотя, делала оговорку чиновница, американские власти «были очень близки к тому, чтобы сказать, что это попытка переворота».
Это резко противоречит политике Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), а также ЕС и Франции, которые дали действиям мятежников категоричные оценки и обсуждали перспективу интервенции.
Колеблющаяся позиция Белого дома вызывает много вопросов. В редакционной статье, посвященной ситуации в Нигере, газета Washington Post заявила, что назвать «незаконное вооруженное свержение» военным переворотом необходимо, «если Соединенные Штаты хотят сохранить свой авторитет на континенте». Примерно тот же посыл содержит колонка французской журналистки Сильви Кауфман для издания Financial Times. «Невероятные усилия, на которые пошел Государственный департамент США, чтобы избежать правильного названия того, что произошло 26 июля в Нигере, отражают ту степень замешательства, которое эти новые потрясения в Африке к югу от Сахары вызвали у западных стратегов», – пишет она.
Наибольшее разочарование американская тактика вызвала у Франции. Источники Politico в дипкорпусе Пятой республики заявили, что администрации Байдена было бы неплохо поставить перед организаторами переворота во главе с генералом Абдурахманом Тчиани конкретные условия, прежде чем открывать переговорные каналы. Таким шагом США к диалогу стал визит и.о. замгоссекретаря Виктории Нуланд в Нигер, который состоялся в начале августа. Этот факт французские источники издания Figaro назвали результатом слишком непродуманной реакции. Они не исключили, что США могут признать власть путчистов только ради того, чтобы сохранить военное присутствие. «С такими союзниками не нужны враги», – подчеркнули собеседники Figaro.
От самой Франции ожидают достаточно жестких мер в отношении мятежников. На днях Радио Алжира сообщило, что Париж запрашивал алжирские власти об открытии воздушного коридора для ее авиации на случай военного вмешательства в Нигер. Несмотря на то что французские источники в разговоре c Figaro поспешили дезавуировать эти сообщения, сама ситуация оставила впечатление о близости операции. После того как Франции пришлось вывести свои силы из Мали из-за недовольства пришедших к власти в 2021 году военных, Нигер должен был стать «сердцем» ее кампании против джихадистских группировок в Африке. Именно поэтому падение прежнего руководства в Ниамее лишает Париж прочной опоры в Сахеле.
Сейчас Алжир нацелился на то, чтобы предотвратить силовую кампанию против соседа. 23 августа МИД африканской страны сообщил, что глава ведомства Ахмед Аттаф отправится в Нигерию, Гану и Бенин с рабочими визитами. Подчеркивается, что в центре повестки будет находиться проблема урегулирования в Нигере и выработка политического решения.
«Руководство Алжира, безусловно, проиграло в результате переворота, – заявил «НГ» политолог Джалел Харшауи, специализирующийся на странах Африки. – Алжир очень дорожил дружбой с президентом Базумом. Базум был на одной линии во многих вещах и активно вел диалог с алжирским правительством». Однако, по словам собеседника «НГ», алжирцы верны принципам неинтервенционизма. Отдельно они опасаются, что в результате возможной операции в Нигере возникнет руководство «еще более дружественное к интересам Запада», отмечает эксперт.
Вместе с тем Харшауи приуменьшил степень разногласий между Америкой и Францией. «США смотрят на вещи со своей точки зрения. Но все эти акторы все еще изучают возможность вмешательства», – подытожил собеседник «НГ».