Король Филипп VI (слева) дал шанс сформировать правительство лидеру правоцентристов Альберто Фейхоо, но тому вряд ли удастся им воспользоваться. Фото с сайта www.casareal.es
Король Испании Филипп VI выдвинул на пост премьер-министра кандидатуру Альберто Фейхоо, лидера победившей на прошедших в июле парламентских выборах Народной партии. Впрочем, депутаты ее едва ли одобрят. Даже с ультраправой партией Vox правоцентристы не набирают большинства в парламенте. Это могут сделать социалисты. Они и их лидер, нынешний премьер Педро Санчес накануне сумели добиться избрания спикером парламента своего представителя, заручившись поддержкой каталонских сепаратистов. Проблема в том, что дальнейшее сотрудничество между этими двумя политическими силами потребует от нынешнего главы кабмина таких уступок, что с ним могут не согласиться и однопартийцы Санчеса, и большинство испанцев.
На следующей неделе у Фейхоо будет две попытки получить большинство в Конгрессе депутатов. После первого неудачного голосования через двое суток должно состояться второе. Даже при благоприятном сценарии правая коалиция получит 172 голоса. Это на три меньше необходимого минимума для прохождения кандидатуры. О том, что Фейхоо дана возможность создать правительство, объявила недавно избранная спикером парламента представитель Социалистической партии Балеарских островов Франсина Арменголь. Это очень символично. За ее кандидатуру проголосовали 178 депутатов – то есть не только социалисты, имеющие 122 места в парламенте, но и каталонские сепаратисты, партии «Вместе за Каталонию» и «Левые республиканцы Каталонии»
«Я выдвигаю себя, чтобы представить подавляющее большинство, которое хочет сохранить демократическое достоинство, за которое так многие боролись», – заявил Фейхоо. В реальности большинством он, конечно, не обладает. Однако не обладают им на самом деле и левые. Они могут создать парламентское большинство только в опоре на силы, которые выступают за независимость Каталонии, чего ни один испанский политик, борющийся за власть в масштабах всей страны, конечно, не допустит.
Особенно непросто испанским социалистам пойти на долгосрочный альянс с партией «Вместе за Каталонию». Ее идейный и фактический лидер Карлес Пучдемон наиболее последовательно отстаивает идею независимости региона. Именно он в 2017 году назначил референдум, на котором за отделение от Испании высказались 90,1% проголосовавших, а против – 7,8%. Впрочем, стоит учитывать, что многие противники независимости на голосование просто не явились.
Тогдашний премьер-министр и лидер Народной партии Мариано Рахой приостановил автономию Каталонии. Против Пучдемона и ряда каталонских чиновников были заведены уголовные дела. Сейчас этот политик вынужден скрываться за рубежом.
«Фейхоо с самого начала выразил готовность сформировать правительство, и было бы некрасиво перед избирателями этой гипотетической возможностью не воспользоваться. Король же пошел по простому пути и дал ему шанс как главе партии, набравшей наибольшее число голосов. Стоит напомнить, что Фейхоо перед выборами предлагал Санчесу компромисс: проигравшая на выборах партия воздерживается от участия в голосовании при выборе премьер-министра. Но Санчес оставил такое выгодное оппоненту предложение без ответа», – сказала «НГ» старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Екатерина Черкасова.
В случае провала правоцентристов не факт, что правительство сформируют левые и каталонцы. Если им удалось договориться о кандидатуре спикера, это не значит, что Пучдемон легко согласится на долгосрочный альянс.
«Санчесу придется пойти на очень серьезные уступки. Частью сделки с Пучдемоном наверняка станет помилование последнего. А ведь амнистия сепаратистам, которую ранее провел Санчес, не затрагивала тех, кто из страны уехал. Но, может, и это не поможет. Пучдемон пользуется авторитетом в Каталонии именно за принципиальность по вопросу о независимости. И вполне возможно, что он потребует того, чего Санчес принять будет не в состоянии», – добавила Черкасова.