Премьер Индии Нарендра Моди, президент ЮАР Сирил Рамафоса и председатель КНР Си Цзиньпин – теперь лишь трое из 11 лидеров стран БРИКС. Фото Reuters
Лидеры государств БРИКС пригласили Саудовскую Аравию, Иран, Египет, Эфиопию, Аргентину и ОАЭ присоединиться к объединению в 2024 году. Дебаты об этом заняли видное место во время нынешнего, 15-го саммита, проходившего в Йоханнесбурге. Все страны БРИКС (Бразилия, РФ. Индия. КНР, ЮАР) поддержали прием новых государств. Были преодолены или сглажены расхождения о том, кого брать и насколько быстро увеличивать состав объединения. РФ с 2024 года станет его председателем, но эта роль техническая.
В четверг пленарная сессия саммита завершилась подписанием итоговой декларации, получившей название «Йоханнесбург-2» (первая декларация завершила десятый саммит БРИКС в 2018 году, который также проходил в ЮАР). По словам выступившего по видеосвязи президента РФ Владимира Путина, ее согласование далось нелегко. «Мы пришли к консенсусу относительно первого этапа расширения объединения. За ним последуют другие этапы», – заявил на пресс-конференции президент ЮАР Сирил Рамафоса.
Как признают большинство комментаторов в западных СМИ, все пять нынешних членов БРИКС считали это объединение противовесом альянсам, где доминирует Запад, таким, как группа G7. Об этом свидетельствовало и то, что БРИКС создал банк, базирующийся в Шанхае, как альтернативу Всемирному банку. Его цель – предоставить финансирование развивающимся странам. В принятой декларации указано: «пятерки» дали задание Минфинам и Центральным банкам своих стран рассмотреть возможность запуска платежных инструментов и платформ, основой которых будут национальные валюты. Краеугольным камнем миропорядка в документе названа ООН. Отмечена необходимость ее реформирования (а также ВТО и ряда других международных организаций) в сторону увеличения представительства развивающихся государств. В декларации была отмечена неприемлемость избирательного подхода к защите прав человека и выражена готовность решать конфликты, в том числе в Украине, путем переговоров.
Однако интересы членов БРИКС отнюдь не идентичны – об этом также напомнил саммит. Особое внимание привлекла позиция Китая как самой мощной экономической державы среди стран объединения. Председатель КНР Си Цзиньпин удивил тем, что не появился на первом заседании саммита, хотя ранее он пообщался Рамафосой. От имени Си его речь зачитал министр торговли Ван Вэньтао. Главный ее тезис шел вразрез с мнением западных экспертов о том, что КНР хочет превратить БРИКС в антизападный блок. Си указал, что задача объединения – не вставать на чью-либо сторону в конфронтации.
Но после того, как лидеры стран «пятерки» обозначили в своих выступлениях взгляды на будущее организации, за кулисами официальных заседаний и в экспертной среде пошло обсуждение вопроса о том, какой линии будут придерживаться «новобранцы» БРИКС. Как пишет New York Times, объединению придаст больший экономический вес присоединение Саудовской Аравии. Она интенсивно развивала связи с Китаем и вопреки давним отношениям с США в области безопасности демонстрировала независимый внешнеполитический курс. В феврале при посредничестве Пекина саудиты восстановили дипломатические отношения с Ираном. И вопреки нажиму Америки, призывавшей поддержать Украину, королевство, как и другие арабские страны, осталось строго нейтральным.
За присоединение Аргентины, третьей по размерам экономики страны в Латинской Америке, ратовали Индия, Бразилия, Китай. Проблема в том, что страна переживает экономический кризис. Ее валюта падает, инфляция за 12 месяцев составила 113%. Но Бразилия, главный экономический партнер Аргентины, поддержала ее присоединение в надежде на то, что БРИКС поможет выбраться из критической ситуации.
Иран, обладающий вторыми по размеру запасами газа в мире, подал заявку на присоединение еще в июне, рассчитывая укрепить связи с незападными державами. Его экономика тоже страдает от инфляции, несет потери санкций США. Страна остается на плаву благодаря продажам нефти с дисконтом Китаю, а также расширению торговли с членами БРИКС.
Египет - один из самых больших получателей помощи США. Но это не мешает ему сохранять прочные связи с РФ и КНР. Россия возводит в Египте первую атомную электростанцию, КНР строит новую столицу государства. Но ни США, ни страны ЕС не хотят уменьшать поддержку Египту, не желая терять влиятельного партнера в Африке.
Богатая нефтедобывающая страна ОАЭ также умело поддерживает связи с Западом и с Востоком. Ее участие в БРИКС придаст объединению больший экономический вес.
Прием Эфиопии, напротив, обусловлен политическими соображениями. Эта старейшая в Африке независимая страна ослаблена гражданской войной. Но ее присоединение к БРИКС покажет, что интересам африканцев будет уделено особое внимание.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Неверно говорить о каких-то непреодолимых разногласиях между членами БРИКС.Все члены объединения будут выступать за большую роль незападных стран в системе глобального управления. По этому вопросу между ними нет разногласий. Россия станет председателем, но эта роль подлежит ротации, она техническая. Это никаких преимуществ не дает. Тем более по Украине, которая не входит в БРИКС, не имеет к ней отношения».
Ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин сказал «НГ», что в объединение приняты те страны, в присоединении которых было заинтересовано большинство членов БРИКС. Он также указал, что мирные инициативы Китая и африканских государств по Украине могут дать плоды в будущем, если изменится картина на поле боя.
***
Результаты саммита БРИКС комментировали и авторы российских Telegram-каналов.
«Утвержденные вчера формальные критерии приема в БРИКС новых членов еще предстоит увидеть. Но уже сейчас понятно, что три азиатские нефтедобывающие страны из числа самых крупных, при всем их исторически непростом характере отношений между собой, придадут объединению новое, вернее, дополнительное качество. Во многом основанное на том, что текущие и потенциальные противоречия с бывшим гегемоном у них глубже и неразрешимее, чем друг с другом», пишет, «Адекват».
«В продолжение темы расширения БРИКС хотелось бы остановиться на некоторых плюсах, которые это несет России, - пишет «Мейстер». - В первую очередь это шаг в сторону освобождения нашей торговли от господства западных фининструментов и валют. Сейчас Россия отрезана от SWIFT и имеет проблемы с транзакциями в долларах и евро, а потому заинтересована в расширении использования нацвалют, что БРИКС всячески поощряет. Сейчас, когда членом организации стала Саудовская Аравия – один из крупнейших производителей нефти в мире, у этого процесса появляется новый импульс. Ведь некогда именно эта страна помогла привязать мировые цены на «черное золото» к доллару, повысив его роль в мировых финансах. Она же в согласии с другими крупными игроками, могла бы теперь помочь не сломать (это маловероятно), но диверсифицировать эту систему расчетов, поощряя использование других валют».