Премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Украины Владимир Зеленский пока не решили, насколько глубоко должны сотрудничать в сфере безопасности. Фото Reuters
Украинский лидер Владимир Зеленский пытается наполнить конкретикой положения декларации о гарантиях безопасности его стране, принятой на июльском саммите НАТО в Вильнюсе. Стартовали двусторонние украино-канадские переговоры. Их цель – определить, как именно Канада будет защищать безопасность Украины после окончания вооруженного конфликта страны с Россией. Ранее аналогичные переговоры Киев начал с США и Великобританией. От их итога зависит, будет ли декларация вильнюсского саммита пустой бюрократической формальностью или станет началом больших перемен не только в положении Украины, но и на всем постсоветском пространстве.
Администрация Зеленского сообщила о начале переговоров с Канадой. Их координатор с украинской стороны – глава офиса президента Украины Андрей Ермак. Кто занимается переговорами со стороны Канады и что конкретно обсуждалось, не сообщается. Можно лишь утверждать, что первый раунд диалога прошел не в очень представительном составе. Украинскую делегацию на них возглавлял всего лишь замглавы офиса президента Игорь Жовква. Но это только начало переговорного процесса, который ни в Оттаве, ни в Киеве не хотят особенно афишировать.
Это объяснимо. По существу, идут договоренности о том, какие юридические обязательные гарантии своей защиты Запад реально и в обозримом будущем готов предоставить Украине. Ведь, как показал июльский саммит НАТО, главная гарантия безопасности, которой добивается Зеленский – членство страны в Североатлантическом альянсе, – ожидает ее не скоро, если вообще ожидает.
Напомним, что в литовской столице украинцы не добились какой-либо конкретики относительно сроков и условий присоединения к НАТО. Несмотря на усилия Зеленского, сторонники скорейшей евро-атлантической интеграции его страны оказались в альянсе в меньшинстве. Единственное, на что согласились пойти участники саммита, – это принять Украину без выполнения рассчитанного на много лет Плана действий относительно членства в НАТО. Но окажется ли такой путь вступления в альянс короче или длиннее, пока совершенно непонятно.
В этих условиях украинские власти связывают большие надежды с принятой там же, на саммите в Вильнюсе, Совместной декларации о безопасности Украины, подписанной странами «большой семерки» – США, Великобританией, Канадой, Италией, Германией, Францией и Японией. В дальнейшем к ней присоединилось еще несколько десятков стран. В их числе почти все ведущие в военном отношении страны НАТО, не входящие в «большую семерку». Значимое исключение – разве что Турция. Ее президент Реджеп Тайип Эрдоган вступление Украины в НАТО поддерживает, но присоединяться к декларации не спешит. Все-таки Турция нацелена на то, чтобы посредничать между Москвой и Киевом, в частности, по зерновой сделке. А в декларации записано обязательство стран, ее подписавших, взять на себя защиту безопасности и поддержание обороноспособности Украины на основе двусторонних обязательств.
Саммит в Вильнюсе проходил с 11 по 12 июля. Но первые переговоры о двусторонних обязательствах начались почти месяц спустя. Ермак заявил 3 августа о начале таких переговоров с США и 11 августа – с Великобританией. Теперь пришел черед третьей страны, Канады.
Информация о том, с какими именно переговорными позициями выступают их участники, поступает весьма скупо. На эту тему пресс-служба Зеленского ограничилась туманным заявлением о том, что двусторонние гарантии сделают страну «более защищенной еще до обретения полноправного членства в НАТО». А представители правительств стран Запада говорят лишь об очередной помощи, выделяемой Украине, поставках оружия, но не о юридических формулировках двусторонних договоренностей. Из их заявлений можно сделать только вывод, что гарантии, о которых идет речь, будут действовать после окончания вооруженного конфликта. То есть не скоро. Во всяком случае, премьер-министр Канады Джастин Трюдо счел нужным заявить на фоне начавшихся переговоров с Украиной, что и он сам, и вся «большая семерка» ожидают длительное вооруженное противостояние. Как сказал канадский премьер в интервью Bloomberg, «из разговоров, которые у нас были в G7 и НАТО» вытекает, что Запад настроен на продолжение конфликта «столько, сколько потребуется». А следовательно, и переговоры о гарантиях безопасности завершатся не быстро.