0
5465
Газета В мире Интернет-версия

30.08.2023 20:40:00

Запад отказывается считать переворот в Габоне покушением на демократию

События в одном из самых богатых государств Черной Африки не связывают с РФ

Тэги: африка, габон, военный переворот, внешняя политика, франция


африка, габон, военный переворот, внешняя политика, франция Президент Габона Али Бонго Ондимба и его жена, француженка Сильвия Валентин свергнуты военными. Фото со страницы Сильвии Валентин в социальной сети Х (Twitter)

Волна переворотов, охватившая франкофонную Африку, впервые дошла до относительно благополучной, по меркам континента, страны. Президент Али Бонго Ондимба, правящий Габоном с 2009 года и представляющий политическую династию, которая руководит страной вот уже 56 лет, отстранен от власти военными. Это произошло через считаные дни после всеобщих выборов, которые противники главы государства посчитали нечестными. В отличие от переворотов в Мали, Нигере и Буркина-Фасо военные сразу же и однозначно заявили, что страна не отказывается от своих прежних обязательств и не будет менять внешнеполитический курс. Версия о том, что за переворотом маячит «рука Москвы», в западных СМИ не появилась, по крайней мере пока. США и Франция ограничились лишь выражением обеспокоенности и заговорили о намерении поддержать демократии.

Перевороту предшествовали всеобщие (президентские, парламентские и местные) выборы, правила которых были обнародованы лишь за две недели до их проведения. Согласно им, голос за депутата от какой-либо партии означал, что голосующий проголосовал и за президента от этой партии – и наоборот. В Габоне десятилетиями есть «управляемая демократия», и президенты из правящей династии нередко меняли под себя законы, но все же не так резко. Главным оппонентом свергнутого президента был Альберт Онда Осса. Он представлял народ фанг, составляющий 40% населения Габона. А Ондимба – из национального и религиозного меньшинства. Он из народа теке и мусульманин, в то время как большинство габонцев являются либо христианами, либо последователями местных, в основном синкретических культов. По официальным данным, Ондимба получил 64% голосов, а Осса – 30%. Результаты выборов путчистами аннулированы. Связаны ли военные с Оссой, какова их программа и как они намерены строить отношения с РФ и Западом, пока неясно.

Сам ход переворота удивительно схож с недавними событиями в Нигере. Смена власти произошла бескровно, по телевидению выступила группа военных и объявила о том, что государство пребывает в «тяжелом институциональном, политическом, экономическом и социальном кризисах», и что глава государства должен сложить свои полномочия. И, как и в Нигере поначалу, не совсем ясно, кто является главным инициатором переворота. Своего лидера мятежники не обозначили. В телеобращении они объявили о переходе всей власти в стране к Комитету по переходному периоду и восстановлению институтов. Кто в него входит, не было сказано. Однако этот орган, как сообщили военные, берет на себя полномочия всех ветвей власти. Очень важно, что они сразу же объявили о готовности выполнять международные обязательства, взятые Ондимбой.

186-6-2480.jpg
В столице Габона Либревиле проходят
демонстрации в поддержку переворота,
а за свергнутого президента
никто не митингует.  Фото Reuters
Как в Нигере, президент попадает под домашний арест. Вот только разница между лидерами разительна. Если нигерский президент Мохамед Базум после демократических выборов руководил Нигером лишь два года и не был родственником прежнего лидера Махамаду Иссуфу, то Ондимба у власти с 2009 года. Его предшественником был отец Омар Бонго, правивший страной с 1967 года. Их обширный клан (одних только братьев и сестер у действующего президента несколько десятков) много лет умело лавировал между различными властными и этническими группировками внутри Габона, выступая в роли незаменимого арбитра в их спорах.

«Трон» под бессменным габонским автократом зашатался несколько лет назад. В 2019 году в Габоне уже была попытка совершить государственный переворот. Тогда пятеро военных прорвались в эфир и заявили, что президент после перенесенного в том же году инсульта не способен управлять страной, намекнув на то, что на протестах после выборов 2016 года властями были «трусливо убиты молодые патриоты». Путчистов быстро задержали, а стихийный протест в центре города в их поддержку набрал лишь 300 человек. Сейчас, видимо, у переворота более серьезная поддержка. Митинги, которые они организуют в столице страны Либревиле, собирают тысячи.

Вскоре после совершения нынешнего переворота на связь вышел сам президент и попросил международное сообщество «поднять шум». Ондимба заявил, что куда-то исчезли его сын и жена. Супруга президента, француженка Сильвия Валентин вызывала большое недовольство у противников главы государства, которые утверждали, что именно она, а не ее супруг, последние годы фактически управляет страной.

Международная реакция на переворот в небольшой стране с 2,2-миллионным населением не такая бурная, как на смену власти в странах Сахеля. Неоднозначная фигура свергнутого многолетнего правителя заставляет Запад высказываться куда более осторожно, нежели по событиям в Нигере. Спикер французского кабинета министров Ольвье Веран позднее все-таки заявил, что Елисейский дворец путчистов осуждает, но в целом в мире пока предпочитают лишь «выражать озабоченность». О санкциях и интервенции ни США, ни Франция, ни Африканский союз не говорят. Но это не значит, что их не может быть. «Габон занимает важное положение во внешнеполитических интересах Франции. Эта страна в отличие от большинства других французских колоний в Африке довольно благополучна. Индекс человеческого развития, демонстрирующий уровень грамотности, образованности и долголетия граждан, растет. Он здесь высокий показатель среди франкофонных стран Африки. Страна обладает крупными запасами нефти, месторождениями урана и марганца, ведется добыча золота», – сказала «НГ» младший научный сотрудник Института Африки РАН Тамара Андреева.

В Габоне находятся французские военные. Их мало – всего 400 человек. Ведь в отличие от Нигера джихадистских группировок здесь нет. Не факт тем не менее, что от французских властей не потребуют вмешательства в ситуацию. Экономический ущерб от переворота уже значительный: не работают порты, рейсы в главном аэропорту отменены. Французская горнодобывающая компания Eramet, занимающаяся добычей марганца, прекратила свои операции. Нефтедобывающие компании, однако, работают по прежнему. А относительное благополучие Габона, страны, входящей в ОПЕК, зиждется на экспорте нефти в первую очередь. Один из ведущих импортеров сырья, при этом помогающий стране с инфраструктурными проектами, – это Китай. Он сразу после переворота попросил гарантировать главе государства безопасность. Кстати, в этом году глава государства посетил как Пекин, так и Париж.

«Позиции Франции в Габоне, да и в целом во всех ее бывших африканских колониях, в последнее время претерпевают изменения, причем не в пользу Парижа. Если раньше у него были рычаги влияния, на сегодняшний день у африканских лидеров появился выбор. Они придерживаются многовекторной политики и стараются диверсифицировать свои международные связи. Для Габона ключевым партнером сегодня является Китай. Товарооборот между Китаем и Габоном в 2022 году составил более 4,5 млрд долл., что в пять раз превосходит товарооборот с Францией. Военный переворот вряд ли помешает китайско-габонскому сотрудничеству, чего нельзя сказать об отношениях с Францией. Китай требует меньше политических условий, а его объем инвестиций несравним с европейским», – отмечает Андреева. 


Читайте также


Хранитель и благотворитель

Хранитель и благотворитель

Леонид Викторов

Еще один из пушкинского древа

0
920
Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
1921
Трамп не помешает НАТО нацеливать ракеты на Россию

Трамп не помешает НАТО нацеливать ракеты на Россию

Владимир Мухин

Открываемая в Польше новая база Североатлантического альянса опасна интересам РФ

0
4061
Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Трамп определяется с ответственными за внешнюю политику

Геннадий Петров

В команду нового президента США могут попасть борцы с ООН, Китаем и Россией

0
2242

Другие новости