Хоссейна Мусавиана в США считают лоббистом интересов Тегерана. Фото со страницы Стратегического командования Вооруженных сил США в Flickr.
Стратегическое командование (СТРАТКОМ) ВС США столкнулось с критикой за проведенный симпозиум, посвященный проблемам сдерживания. Сторонники жесткой линии в Вашингтоне призвали к ответу организаторов мероприятия после того, как выяснилось, что одним из его гостей был экс-представитель иранской команды на «ядерных» переговорах Хоссейн Мусавиан. Его принято считать одним из основных лоббистов интересов Тегерана. Оппоненты администрации президента Джозефа Байдена выразили уверенность в том, что внутри истеблишмента есть «устойчивый проиранский сегмент».
Мероприятие СТРАТКОМ провели в середине августа, однако скандал оно вызвало только сейчас, когда пресс-служба опубликовала полную видеозапись. Особое возмущение вызвало то, что перед участниками выступил Мусавиан, который, судя по всему, был приглашен главой СТРАТКОМ Энтони Коттоном. Бывший дипломат, который в 1997–2005 годах, в эпоху президентства Мохаммада Хатами, представлял иранскую переговорную команду на ранней стадии «ядерных» переговоров, уже некоторое время официально работает в Принстонском университете и является известным спикером по проблемам, связанным с американской политикой в отношении Исламской Республики.
В своем выступлении Мусавиан уведомил, что представит иранский взгляд на картину угроз на Ближнем Востоке. «Боюсь, вам это может не понравиться. Но, думаю, важно знать другую сторону», – заявил эксперт, призвав США «переписать свою политику на Ближнем Востоке». Отдельное внимание он уделил Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), «ядерному соглашению». «Иран полностью выполнял обязательства без каких-либо нареканий в течение нескольких лет, но США снова нарушили обещание, – заявил Мусавиан. – Выход Трампа из «ядерной сделки» был катастрофой». Другой претензией экс-дипломата к Вашингтону стало устранение в Ираке известного генерала Касема Сулеймани.
Представители республиканского лагеря назвали сам факт приглашения Мусавиана безумием. Конгрессмен-республиканец Джим Бэнкс заявил, что бывший дипломат «работает штатным пропагандистом» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) – влиятельной в Иране военно-политической организации. По-видимому, это отсылка к словам экс-главы МИД Исламской Республики Мохаммада Джавада Зарифа, который указывал, что Мусавиан «продолжает усердно работать» в интересах Тегерана. Впрочем, и сам объект обвинений доказывает свою позицию деятельно. Он присутствовал на церемонии прощания с Сулеймани в Иране и даже участвовал в пропагандистском документальном фильме, посвященном убитому командующему.
Критики не забыли указать и на то, что в период, когда Мусавиан возглавлял дипломатическую миссию Исламской Республики в ФРГ, проживающие в Германии иранские диссиденты столкнулись с открытой на них охотой. Самым кровопролитным нападением стал совершенный в 1992 году взрыв в берлинском ресторане «Миконос», жертвами которого стали три лидера иранско-курдских повстанцев и их переводчик. В 1997 году виновными в совершении этого преступления были признаны один гражданин Ливана и один иранец. Имя Мусавиана не фигурировало в итоговом заключении, однако германский суд обвинил иранское руководство в лице верховного лидера и президента в акте государственного терроризма.
Защищая репутацию иранского профессора, физик-ядерщик Франк фон Хиппель в колонке для студенческой газеты Принстона апеллировал к тому, что атака в «Миконосе» спланирована сторонниками жесткой линии в Тегеране, тогда как Мусавиан в то время представлял интересы крайне миролюбивого президента. «Фактически в Иране существовало два параллельных правительства», – подчеркивал гость Daily Princetonian.
Критиков эти аргументы не убеждают. Консервативные неправительственные организации и платформы иранской оппозиции не раз призывали руководство Принстона уволить Мусавиана. Однако один из старейших университетов США, похоже, только смеется над нападающими, демонстративно создавая новые раздражители. В середине августа Принстонская школа общественных и международных отношений объявила, что к ее профессорско-преподавательскому составу присоединился Роберт Мэлли – некогда главный переговорщик Госдепартамента по Ирану, который с весны отстранен от должности в связи с проверкой ФБР за предполагаемое раскрытие перед иранскими делегатами конфиденциальной информации.
И вот на месте руководства Принстона оказался СТРАТКОМ. Консервативные круги призывают Конгресс расследовать, почему Мусавиан был приглашен на экспертное мероприятие.
Однако уже сейчас ясно, что случившееся расширит перечень вопросов к администрации Байдена. Как заявил Омри Серен, советник по нацбезопасности сенатора-республиканца Теда Круза, в Вашингтоне «существует устойчивый проиранский сегмент». «Государственные чиновники, которые сочувствуют антиамериканским обидам иранского режима, официальные лица Пентагона, которые возмущаются нашими союзниками на Ближнем Востоке, левые аналитические центры… Они определенно наслаждаются тем, что делают администрации Обамы и Байдена», – резюмировал политконсультант.