Фото Reuters
Председатель КНР Си Цзиньпин, вероятно, не будет участвовать в саммите «большой двадцатки» в Дели 9–10 сентября. Вместо него приедет премьер-министр Ли Цян, сообщило Reuters, ссылаясь на анонимных индийских чиновников и другие источники. Ли также скорее всего будет участвовать 5–7 сентября в конференции лидеров АСЕАН и государств Восточной Азии в Джакарте. Ни Дели, ни Пекин не комментировали эту новость. Но возможное отсутствие Си на саммите породило спекуляции в СМИ. Может, он заболел, а может, хочет предостеречь Дели от поддержки американской экспансии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Если Си действительно, как и президент РФ Владимир Путин, не полетит в Индию на встречу, в которой будут участвовать лидеры 20 стран – крупнейших экономик мира, то от этого, говорит эксперт «НГ», может пострадать имидж Китая как самого мощного государства, отстаивающего на международной арене интересы глобального Юга, иными словами, развивающихся стран. Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Тут очень много предположений. Отсутствие главы Китая на саммите выглядело бы странным. Подтвердится ли эта версия? Китай не любит заранее объявлять о намерениях руководства. Так, с сообщением об увольнении министра иностранных дел Цинь Гана Пекин довольно долго тянул. Я не говорю, что Си Цзиньпина уволили. Я имею в виду, что с такими сообщениями Китай не спешит.
Если это правда, то отсутствие лидера – необычное событие. Почему это может произойти, никто не знает. Такая информация крайне конфиденциальна. Причины отсутствия могут быть самыми разными – от болезни до занятости другими делами. Известно, что в ЮАР во время саммита БРИКС Си не пришел на одно мероприятие, но потом появился на ужине. Значит, не болел. Есть версия, что глава Китая не приедет, так как недоволен сближением Индии с США. Но это маловероятно. Может быть, в Китае считают, что председателя примут недостаточно уважительно, не исключены эксцессы, демонстрации. Ведь в Индии наблюдается большое недовольство Китаем среди населения. Поэтому лучше послать не великого лидера, а кого-нибудь, на кого обратят меньше внимания».
Западная пресса особое внимание уделяет перспективам встречи Си с президентом США Джозефом Байденом. Они общались в прошлом году на саммите G20 в Индонезии. А случай пообщаться снова может быть упущен. «Хотя Китай стремится к нормализации отношений, в США скоро выборы. Если там кто-то скажет, что с Китаем надо что-то улучшить, то соперники начнут называть его предателем», – говорит Лукин.
По мнению эксперта, поездка Си или отказ от нее никак не связаны с китайско-российскими отношениями. Накануне саммита в Индии в формате «большой двадцатки» проходили встречи министров и чиновников. США и их союзники пытались пробить резолюции, осуждающие Россию в связи с конфликтом в Украине. Китай не поддержал эти резолюции. Но Пекин в политике исходит из своих интересов, а не из интересов других стран. Китай не будет делать жестов солидарности с Москвой. Ведь хотя Путин не ездил в ЮАР, Си там присутствовал.
Reuters поясняет, что его информировали о решении Си не ехать и китайские чиновники, не позволившие назвать их имена. Тем не менее остается возможность общения лидеров двух сверхдержав на форуме Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества в Сан-Франциско в ноябре. О желании Пекина расширить коммуникации с Вашингтоном свидетельствует теплый прием в КНР министра торговли США Джины Раймондо и то, что Министерство обороны КНР неожиданно заявило, что связи между военными ведомствами двух стран не прерваны. А ведь недавно на круглом столе в Сингапуре министр обороны Китая Ли Шаньфу демонстративно проигнорировал просьбу американского коллеги о встрече.
С другой стороны, в широком смысле слова ожидать урегулирования китайско-американских разногласий не приходится. Для Пекина ключевым остается вопрос Тайваня, который он считает частью китайской земли. А Байден только что словно вылил на китайцев ушат холодной воды. Он включил Тайвань в перечень суверенных государств, которым США оказывают военную помощь.
Перспективы китайско-индийской разрядки в случае отсутствия Си в Дели тоже становятся туманными. Си Цзиньпин и премьер Индии Нарендра Моди на встрече БРИКС в ЮАР говорили о необходимости уменьшить напряженность на границе в Гималаях. Будет ли продолжение диалога на высшем уровне, неясно.