Очной встречей с главой Пятой республики Эмманюэлем Макроном представители оппозиционных сил в целом остались не удовлетворены. Фото Reuters
Эмманюэль Макрон провел встречу с лидерами всех партий Национального собрания, с которыми попытался прийти к компромиссу, необходимому для принятия законопроектов без наличия большинства у президентской партии «Возрождение». Однако переговоры оппозиция по большей части признала безуспешными. Рейтинги Макрона падают, а отсутствие большинства в парламенте не позволяет проводить цельную политику.
Идея встречи заключалась в проведении откровенного разговора со всеми политическими силами парламента за закрытыми дверями. Макрону очень хотелось бы иметь большинство голосов по ключевым законопроектам. Но по всей видимости, ничего подобного не случится. Среди недовольных встречей, которая продолжалась без малого 12 часов, – руководители партий как левого, так и правого толка. Глава республиканцев Эрик Сьотти заявил, что президент его не убедил и не предоставил возможностей для формирования компромисса.
Еще критичнее был координатор левой партии «Непокоренная Франция» Манюэль Бомпар. Он назвал «нелепым» использованное время, в течение которого президент якобы не отвечал всерьез на вносимые предложения. Впрочем, одним из таких популистских предложений стало проведение референдума по вопросу о пенсионной реформе, уже запущенной Елисейским дворцом с большим трудом. На такой плебисцит Макрон, лично предпринявший огромные усилия для продвижения пенсионной реформы, пойти не может.
Правые силы, в том числе «Национальное объединение», ратуют за референдум по вопросу о том, как должна проводиться миграционная политика. В целом именно на правые и центристские силы Макрон рассчитывает больше всего. Во-первых, они сговорчивее; во вторых, именно они в случае договоренностей помогут президенту получить большинство голосов: у «Возрождения» 170 мест, у республиканцев – 61, у «Национального объединения» – 88. Также теплится надежда на социалистов, имеющих 31 место, и на центристское «Демократическое движение», располагающее 51 мандатом. Другой идеей Елисейского дворца является проведение предварительных референдумов, на которых избиратели могли бы проголосовать в пользу того или иного решения.
AFP подчеркивает, что стратегия переговоров с отдельными политическими силами по каждому законопроекту стала себя исчерпывать: прийти к компромиссу каждый раз становится все сложнее, а довольных работой Макрона становится все меньше. По данным сразу нескольких опросов, рейтинг доверия президенту опустился до 30%. Макрон, начавший свой первый президентский срок как потенциальный лидер не только страны, но и Европы, в силу ряда обстоятельств растерял влияние в бывших африканских колониях, оказался не у дел во время создания военного союза США, Британии и Австралии (AUKUS). А пенсионной реформой он вызвал волну протестов, хотя поднимать один из самых низких возрастов выхода на пенсию Франции все равно придется.
«Без большинства в нижней палате принятие законопроектов и бюджета становится тяжелым занятием. Хотя в случае с бюджетом и есть пункт, позволяющий принять документ в случае выражения доверия правительству. Попытки склонить на свою сторону правых социалистов и республиканцев успехом не увенчались. А последние хотя и испытывают большие трудности, причем перед выборами в Европарламент, но опасаются, что сотрудничество с Макроном лишит их партию лица», – поясняет ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров. В разговоре с «НГ» он отметил, что те, кто готов был пойти на сотрудничество, уже это сделали. Это глава МВД Жеральд Дарманен и министр экономики и финансов Бруно Ле Мер, бывшие в прошлом республиканцами. На республиканцев Макрон возлагает надежды и сейчас, но пока напрасно. Разве что его поддерживает Николя Саркози. «До Олимпийских игр парламент вряд ли будут распускать, но потом Макрон даже может дать оппозиции создать свое правительство или провести досрочные выборы. Правда, их итог способен усугубить положение действующего президента», – рассуждает эксперт.