Зерно – единственный значимый экспортный товар нынешней Украины. Фото Reuters
По итогам предстоящей в понедельник встречи Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана разрешится одна из важнейших интриг международной политики. Выяснится, будет ли восстановлена зерновая сделка. Позиция всех заинтересованных в договоренности сторон озвучивалась ранее. РФ выступает за восстановление зерновой сделки только при условии, если ее (российская) часть будет выполнена. Киев и, с оговорками, Запад допускают вариант транспортировки украинского зерна Черным морем без согласия РФ. А Турция – за то, чтобы уговорить Москву вернуться в зерновую сделку.
Неясность относительно того, состоится ли встреча Путина и Эрдогана, сохранялась долго. Переговоры были анонсированы еще весной, до выхода России из зерновой сделки.
Несколько раз турецкая сторона сообщала о том, что Путин приедет в Турцию. В прессе горячо обсуждали, какие политические последствия вызовет визит российского лидера в страну, входящую в НАТО, и зачем вообще Эрдогану столь демонстративно бросать вызов своим западным союзникам. Все-таки он хоть и встречался с Путиным после начала спецоперации, но за пределами Турции. Их последняя встреча прошла на нейтральной территории – в октябре 2022 года, в столице Казахстана, Астане. В Кремле намерение Путина приехать в Турцию не подтверждали и дат предстоящих переговоров не называли.
И вот наконец в минувшую пятницу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что два президента встретятся 4 сентября. «Переговоры пройдут в понедельник. Они пройдут в Сочи», – сказал он журналистам.
Одной из главных тем обсуждения, как ожидается, станет судьба зерновой сделки, иначе именуемой Черноморской зерновой инициативой. Напомним, что это соглашение, заключенное Украиной, Россией, Турцией и ООН в июле 2022 года, предполагало две договоренности. Одну – о беспрепятственной транспортировке украинского зерна Черным морем. Другую – о транспортировке российского зерна и удобрений тем же путем, со снятием санкционных ограничений с Россельхозбанка, отвечающего за финансовое обеспечение российских поставок. Москва неоднократно заявляла о невыполнении российской части зерновой сделки, однако продлевала ее вплоть до 17 июля, когда РФ вышла из соглашения.
Эрдоган сразу же заявил о том, что «хоронить» Черноморскую зерновую инициативу нельзя. Россию, считает он, в сделку нужно так или иначе вернуть. Президент Украины Владимир Зеленский, в свою очередь, отстаивает вариант транспортировки морем украинского зерна – на сегодняшний день самого важного экспортного товара его страны – без согласия России. На эту тему украинский лидер, как явствует из его сообщения в соцсети, говорил в воскресенье в ходе телефонного разговора с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. В субботнем телеобращении Зеленский сообщил украинцам, что в пятницу два судна прошли по «временному зерновому коридору» в Черном море. Правда, везли они не зерно, а чугун и железную руду. Это уже второй, с момента выхода РФ из зерновой сделки, случай использования того, что украинские власти называют временным зерновым коридором. Первый был 18 августа, когда из Одессы вышел и дошел до Босфора контейнеровоз под флагом Гонконга Joseph Schulte. Россия эти суда не атаковала. Но не факт, что так не будет в дальнейшем. Минобороны РФ уже заявило о том, что считает суда, идущие в Украину, потенциальными перевозчиками военных грузов.
Возможность поставок российского зерна вне связки с зерновой сделкой обсуждает и РФ. Еще 18 августа газета Bild сообщила о разработке трехстороннего соглашения России, Турции и Катара. Оно предусматривает поставку российского зерна в Турцию. Таким образом, получается, что должны работать два параллельных зерновых коридора, российский и украинский. А гарантом безопасности в данном случае должна выступить третья сторона, Турция. Это явно не то, на что рассчитывают в Киеве и на Западе.
Между тем накануне переговоров Путина и Эрдогана турецкая газета Sabah сообщила о том, что у ООН есть новые предложения по возобновлению зерновой сделки. Они предусматривают выполнение важнейшего российского требования – переподключения Россельхозбанка к системе SWIFT. Кроме того, ООН предлагает начать работу по оценке повреждений трубопровода, доставляющего российский аммиак до Одессы. Газета ссылается на свои источники. Если информация Sabah верна, в любом случае реализация предложений ООН будет зависеть от того, смогут договориться Путин и Эрдоган или нет. Другого альтернативного гаранта поставок через Черное море, кроме Турции, на сегодняшний день просто не имеется.