Президенты Турции и России беседовали в течение нескольких часов. Фото Reuters
В Сочи прошли переговоры Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана – одно из самых ожидаемых международных событий последнего времени. Однако если судить по тому, что сказали оба лидера журналистам, эти переговоры не закончились договоренностью о возобновлении участия РФ в зерновой сделке. Предложения о ее возобновлении, подготовленные при участии Турции, Москву, видимо, не устроили или показались недостаточными.
Перед переговорами Путина и Эрдогана свой интерес в их диалоге обозначил Запад. Официальный спикер верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Петер Стано заявил о том, что Евросоюз ждет возвращения РФ к зерновой сделке и «разблокирования Россией черноморских портов» Украины. О том, что обсуждение Черноморской зерновой инициативы будет важной частью переговоров двух президентов, признавали и в Анкаре. Источник ТАСС в турецких политических кругах сообщал, что «лидеры детально изучат новые предложения, которые подготовили в ООН при участии Турции».
Перед переговорами в Сочи турецкая газета Sabah утверждала, что ООН согласилась по крайней мере с частью условий, которые выдвигала Москва для своего возвращения в зерновую сделку. В частности, предлагалось вновь подключить Россельхозбанк к системе SWIFT. Кроме того, газета утверждала, что ООН выступает за «оценку ущерба» проходящим по Украине трубопроводам. Речь идет об аммиакопроводе Тольятти–Одесса, взорванном в июне. Насколько эти уступки достаточны для Москвы, ясности не было. Кремль сообщение турецкой газеты не комментировал. А Эрдоган, в свою очередь, не выразил своего отношения к российской идее о безвозмездной поставке в Турцию при поддержке Катара около 1 млн т российского зерна для последующей переработки и отправки в беднейшие страны.
Уже в своем вступительном слове турецкий лидер дал понять, что поставки зерна – это далеко не единственная сфера сотрудничества, по которой Турция и Россия должны достичь существенного прогресса. Так, турецкий президент говорил, что надеется обсудить вопрос о строительстве при российской поддержке АЭС в городе Синоп, предлагал увеличить российский авиапарк самолетов, предоставляемых для тушения пожаров на турецкой территории.
В речи Эрдогана прозвучала и идея о более плотном взаимодействии Центробанков двух стран и переходе к расчетам в национальных валютах – то, что российский президент всячески приветствует. На эту тему в день переговоров высказался и Путин, со своей стороны констатировав, что в двусторонних отношениях уже есть «тенденция к более активному использованию национальных валют, рубля и лиры, в коммерческих обменах», а доля евро и доллара, наоборот, падает.
Видимо, главное лидерами стран было сказано друг другу в ходе второй части переговоров, которая прошла после обеда, в узком составе и длилась полтора часа.
На итоговой пресс-конференции Путин обрисовал российское видение зернового вопроса. Он повторил, что выход РФ из Черноморской зерновой инициативы – вынужденный шаг, объясняемый невыполнением ее российской части. Кроме того, Путин особо подчеркнул, что никаких проблем на мировом рынке продовольствия позиция России не создаст. Он также обратил внимание на то, что российско-турецко-катарская договоренность о поставке миллиона тонн зерна – не альтернатива зерновой сделки. Это скорее часть другого гуманитарного процесса. Путин сказал, что в ближайшее время будет достигнута договоренность с шестью африканскими государствами о поставке зерна, которую Россия даже готова оплатить сама. Турецкий президент подтвердил, что его страна эту альтернативу поддержит.
По тому, что сочли нужным сказать по итогам встречи Путин и Эрдоган, можно сделать вывод: те, кто ожидал, что турецкий лидер сможет договориться в Москве о возвращении РФ в зерновую сделку, ошиблись. Договоренности нет, о том, что достигнут какой-либо прогресс по данному вопросу, оба лидера не сказали.
Возможно, больше турецкий президент, как это не раз уже бывало, сообщит в ходе последующего общения с турецкими журналистами. Пока же остается констатировать, что зерновая сделка не возобновлена, хотя против ее возобновления Москва не выступает. Как выразился Путин, «Россия будет готова реанимировать зерновое соглашение и сделает это сразу, как только будут выполнены все зафиксированные договоренности».
Не было заявлено и о прогрессе в другом вопросе – о возобновлении переговоров между Россией и Украиной. Соответствующие надежды на Эрдогана также возлагались – в прессе даже высказывалось предположение, что в Сочи он прилетел с предложением посредничать при обмене пленных. Однако ни о чем подобном ни он, ни российский президент прессе не сообщили. Судя по словам российского лидера, он не рассматривает Эрдогана в качестве единственно возможного посредника на переговорах с Украиной. Но, как заметил Путин, никаких альтернатив прекратившемуся пока диалогу, который шел при посредничестве Турции в прошлом году, сейчас нет. «Мы слышим о каких-то новых инициативах, но это не то, что когда-либо с нами обсуждалось. Поэтому мы ничего нового не воспринимаем», – подчеркнул он.
Значит, боевые действия продолжатся и даже на переговорную паузу поставлены в ближайшее время не будут. Таков второй главный вывод, который можно сделать по итогам встречи Путина и Эрдогана.