На фото Ярослав Качинский на презентации доклада о потерях Польши во время Второй мироваой войны. Фото сайта pis.org.pl
Отмечая 84-ю годовщину начала Второй мировой войны, в Варшаве настойчиво напомнили Берлину о своем требовании репараций, от которых, как подчеркивается, зависит нормализация польско-немецких отношений, переживающих сейчас не лучшие времена. Ко всему прочему их усугубляет предвыборная кампания в Польше, принявшая, по мнению немецких политиков и СМИ, антигерманское направление.
Вопрос о выплате репараций от Германии за нанесенный ущерб во время Второй мировой войны (1939–1945) стал постоянным пунктом в повестке польско-немецких отношений почти сразу с приходом к власти партии «Закон и справедливость» (ЗиС) в 2015 году. В Сейме (нижняя палата парламента) была создана группа экспертов по оценке суммы компенсаций, которую возглавил депутат от ЗиС Аркадиуш Мулярчик. По инициативе лидера правящей партии Ярослава Качиньского был подготовлен трехтомный доклад на польском, немецком и английском языках, основанный на скрупулезных исследованиях демографических и материальных потерь. Многолетний труд был торжественно представлен год назад в Королевском замке Варшавы первым лицам государства (см. «НГ» от 02.09.22). Итоговый счет составил 1,3 трлн долл., но, как было заявлено, он не закрыт, а будет пополняться по мере обнаружения новых свидетельств и материалов. Через месяц глава МИД Польши Збигнев Рау подписал ноту с требованием к ФРГ о выплате компенсаций.
После этого тема репараций поднималась польскими политиками при каждом удобном случае, плавно перейдя на встречи с избирателями в преддверии парламентских выборов, назначенных на 15 октября. В начале сентября Мулярчик, теперь уже замминистра иностранных дел, напомнил читателям газеты Polska Metropolia Warszawska о результатах агрессии и оккупации фашистской Германией и заявил, что Варшава будет проводить соответствующие действия касательно компенсаций «до того момента, пока Германия не начнет с Польшей честный диалог на тему выплаты репараций».
На мероприятии в берлинском парке Тиргартен, там, где 84 года назад Адольф Гитлер объявил о начале вторжения в Польшу, в резком тоне коснулся темы репараций польский посол в ФРГ Дариуш Павлось. «У Германии есть шанс построить стабильные и здоровые отношения с Польшей, но только на основе исторической правды и справедливого возмещения ущерба». Дипломат отметил, что без этого Германия не может рассчитывать на искреннее примирение с польскими соседями. «Отсутствие компенсации Польше также означает, что Германия не закрыла окончательно свои расчеты с прошлым и фактически отвергает тяготеющее над ними наследие Третьего рейха», – сказал он. «Если по-прежнему не будет никаких проявлений доброй воли немецкого правительства, это может привести к дальнейшему ухудшению наших двусторонних отношений, что негативно отразится и на европейском единстве», – добавил польский посол.
Глава МИД ФРГ Анналена Бербок сдержанно напомнила об ответственности Германии за безопасность Польши и других стран Восточной Европы. Бербок поддержала планы создания совместного центра документации в память о сложной истории отношений Берлина и Варшавы и немецкой оккупации во время Второй мировой войны, который бы послужил и немецко-польскому диалогу. Но реакции на продолжающиеся требования Польши о репарациях не последовало: в правительстве Германии неоднократно утверждали об отсутствии оснований для каких-либо выплат, так как в 1953 году Варшава официально отказалась от них.
Большой резонанс по обе стороны польско-немецкой границы вызвала резолюция Сейма против иностранного вмешательства в избирательный процесс, принятая с подачи депутатов ЗиС. Фактически парламентский документ стал ответом на высказывания немецкого политика, председателя Европейской народной партии (ЕНП) в Европарламенте Манфреда Вебера, который говорил о «борьбе с ЗиС», подчеркивал, что «каждая партия должна признавать государство права, а политики партии власти систематически нападают на правовое государство и свободные СМИ». В ходе обсуждения резолюции депутат ЗиС, глава комиссии Сейма по иностранным делам Радослав Фогель возмущался, что «в который уже раз кто-то из политиков ЕНП и представителей Германии пытается наставлять поляков и влиять на избирательный процесс в Польше, на что Сейм не может согласиться».
В свою очередь, депутат оппозиционной Гражданской коалиции Славомир Нитрас назвал резолюцию позором, так как реакция на высказывания одного политика переносится на целые государства.
Тем не менее в резолюции подчеркивается, что любое иностранное вмешательство в избирательный процесс Варшава считает враждебным по отношению к польскому государству актом и будет решительно бороться с ним. «Политики государства, в котором демократическая система возникла только как условие мирных переговоров после Первой мировой войны, а затем была создана союзниками в результате поражения Германии в развязанной ею Второй мировой войне, не имеют права поучать других демократии», – говорится в резолюции.
В Германии, где внимательно следят за предвыборной кампанией в Польше, пишут, что, приняв такую резолюцию против иностранного вмешательства в избирательный процесс, ЗиС официально придал избирательной кампании антигерманское направление.