Французские солдаты пока остаются на своей базе близ Ниамея. Фото с сайта www.defense.gouv.fr
Путчисты, пришедшие к власти в Нигере, предложили Франции установить точную дату вывода военного контингента. По данным французской прессы, Париж не против того, чтобы убрать своих солдат из африканской страны. Юридических оснований для их присутствия в Нигере больше нет, а с уходом французских солдат свое военное присутствие здесь Запад не потеряет – там останутся американские военные. Кроме того, путчисты, похоже, не претендуют на экономические позиции Франции в стране. Несмотря на ранее сделанные ими заявления, добыча урана в Нигере, ведущаяся силами французского бизнеса, по-прежнему продолжается.
Еще 3 августа, почти через неделю после переворота, спикер путчистов, генерал Амаду Абдраман заявил о расторжении с Францией договора об обороне. На его основании в стране находятся полторы тысячи солдат этой бывшей метрополии Нигера. Их пребывание мотивировано одной целью: помочь нигерской армии в борьбе с джихадистами. Генерал Амаду заявил, что в этой помощи войска его страны больше не нуждаются. Франции был дан месяц на вывод своего контингента. Этот срок истек 3 сентября, однако, по данным французской прессы (в частности, AFP), пока идут только переговоры об условиях вывода.
По данным телеканала Al Arabiya непосредственно с мятежниками с французской стороны общаются не дипломаты, а военные. Это, в частности, в интервью телеканалу утверждал бывший посол Франции в Мали и Сенегале Николя Норманн. Газета Monde вообще написала, что переговоры ведутся, но не с путчистами, а той частью армии Нигера, которая осталась верна свергнутому президенту Мохамеду Базуму.
Большая часть французского контингента находится на базе неподалеку от Ниамея, вокруг которой почти ежедневно проходят митинги местных жителей, требующих вывода войск колониальной державы. Демонстранты обвиняют во всех своих бедах Францию. Характерно при этом, что подобных же масштабных акций у американских военных баз, где располагаются 1,1 тыс. солдат США, не проводились. Их вывод, по-видимому, даже не обсуждается..
Министр иностранных дел Франции Катрин Колонна в интервью Monde заявила, что Париж все еще признает легитимной властью Нигера лишь Мохамеда Базума и его правительство. Однако это еще не значит, что французские войска останутся, чтобы восстановить его полномочия. Скорее наоборот. Глава французского МИД намекнула, что вывод войск произойдет именно из-за переворота. Французских солдат попросил прибыть сам Базум для совместного проведения с войсками страны антитеррористической операции. Сейчас же такие операции невозможны, подчеркнула она.
Вероятным новым местом дислокации контингента станет соседний Чад. Там уже находится и намерена остаться примерно тысяча французских солдат, если, разумеется, их не попросят и оттуда. А это не исключено. Сейчас Франция и Чад проводит расследование преступления, которое имело место 5 сентября на базе в городе Файя-Ларжо. Детали происшедшего не до конца ясны. Французский дипломатический источник сообщил местной прессе, что солдат чадской армии напал на медика французского контингента и ударил его ножом. В ответ был открыт огонь. Солдат погиб. Местные жители, выходящие второй день на митинги у базы с требованием ухода иностранных войск, напротив, уверены, что виновник инцидента – француз. Власти Чада, судя по их реакции, не намерены ссориться с Францией. Впрочем, то же самое можно сказать и новых хозяевах соседней страны.
Поставленный путчистами премьер-министр Нигера Али Махаман Ламин Зейн заявил, что с французами ведутся переговоры о «скором» выводе военного контингента. Но он также отметил, что новые власти не будут пытаться разорвать отношения с Парижем и готовы с ним сотрудничать. Зейна, бывшего министром финансов страны с 2003 по 2010 год, в целом можно назвать гражданской «говорящей головой» военного режима, смягчающей жесткие тезисы путчистов и придающей нынешнему правлению вид большей цивилизованности и легитимности.
Важный нюанс: появившиеся месяц назад сообщения о том, что путчисты блокировали добычу и поставки природных ресурсов в бывшую метрополию, не подтверждаются. Французская компания Orano group, которая занимается добычей урана в стране, как явствует из сообщения на ее сайте, продолжает работу в Арлите и Акокане – населенных пунктах, где расположены крупнейшие урановые месторождения. Работает и штаб-квартира организации в столице Нигера, Ниамее.
Возможно, именно это обстоятельство делает Париж уступчивее на переговорах с путчистами. Пятая часть импорта урана европейской страны приходилась на Нигер. Больше только у Казахстана – 27%. Эта постсоветская страна – мировой лидер по поставкам урана (43% от всего мирового экспорта). А за ним в списке идут Канада (15%), Намибия (11%) и Австралия (8%).
Переговоры о выводе контингента могут свидетельствовать о том, что Запад постепенно смягчится по отношению к путчистам. В принципе и раньше Франция, хотя и утверждала, что готова помочь силам, которые свергли бы путчистов, не собиралась сама участвовать в интервенции. Предполагалось, что в Нигер войдут армии государств, входящих в Экономическое сообщество стран Западной Африки. Эта организация объявила, что готова вернуть власть Базуму. Однако пока интервенции нет и, если какой-то компромисс с путчистами будет найден, она вряд ли состоится.