Судя по опросам, Сара Вагенкнехт занимает третью строчку в рейтинге немецких политиков. Фото Reuters
Немецкие СМИ со ссылкой на окружение Сары Вагенкнехт сообщили о том, что решение о создании новой левой партии этим известным политиком якобы, наконец, принято. Как предполагается, партия будет основана после осенних выборов в Баварии и Гессене. И, судя по всему, создается с прицелом на выборы в Европарламент, которые пройдут следующим летом. Сама Вагенкнехт эти слухи пока не подтверждает, но охотно раздает интервью о том, как должна выглядеть новая партия.
По словам Вагенкнехт, партия должна опираться на экономическую разумность, социальную справедливость, мир и свободу. Собственно говоря, эти четыре постулата мало о чем говорят. Поэтому интервью берлинской газете Tagesspiegel, в котором она ответила на многие уточняющие вопросы, существенно дополняет представление о том, какую нишу займет новая партия.
Сама Вагенкнехт провозгласила себя представителем политического течения, которое она назвала левым консерватизмом. Отличие от так называемого реакционного консерватизма она пытается объяснить тем, что терпимо относится к бракам среди всех и не разделяет расизм. Действующую Левую партию, которую она все еще представляет в Бундестаге, Вагенкнехт сравнивает со студенческим кружком, представленным в крупных мегаполисах, то есть чрезмерно затеоретизированным и далеким от повседневных нужд населения.
Нет сомнения, что своего главного противника она усматривает в действующей правительственной коалиции, в деятельности которой видит авторитарные черты. Политик склонна утверждать, что дела в Германии идут из рук вон плохо, и обвиняет в этом правящую коалицию. В качестве подтверждения своих слов она предпочитает ссылаться на организации деловых кругов, которые считают, что Германия находится на пороге кризиса. Вагенкнехт подвергла жесткой критике миграционную политику правительства, утверждая, что рынок жилья, школы и детские сады уже давно не справляются с потоком беженцев.
Особый интерес представляет позиция политика по вопросу российско-украинского конфликта. Именно она в значительной степени отличает линию Вагенкнехт от линии Левой партии, которая осудила СВО и поддержала поставки оружия Киеву. Она усматривает суть конфликта в стремлении Украины присоединиться к НАТО и выступает за мирные переговоры.
По разным оценкам, потенциал новой левой партии может составить примерно 19%, и она создаст конкуренцию правым популистам. Сама Вагенкнехт в Германии хорошо известна и по августовским опросам общественного мнения уже занимает третье место среди наиболее популярных политиков. Ее партия, считает Хендрик Трегер, профессор Лейпцигского университета, без труда вошла бы в состав будущего Бундестага.
Успех к Вагенкнехт, конечно, пришел не случайно. Попытки она сделала еще несколько лет тому назад, организовав общественное движение «Возрождение» (см. «НГ» от 13.01.19), и в конце прошлого года, опубликовав Манифест мира, который привлек под ее знамена миллион немцев.
Но для создания политической партии, как она призналась в интервью Tagesspiegel, требуются значительные организационные усилия. По оценке ряда политических наблюдателей, сама Вагенкнехт скорее может стать идеологом и лицом новой партии. А вопрос, кто станет вести организационную работу и предоставит финансы, пока остается открытым.