Кумир американских левых Берни Сандерс оказался первым заметным политиком, кто откликнулся на стачку в Детройте. Фото Reuters
В Соединенных Штатах идет стачка работников автомобильных заводов американской «большой тройки». Неспособность дружественного профсоюзам президента США Джозефа Байдена добиться компромисса между бизнесом и рабочими бьет по рейтингам главы Белого дома. Его противники – левые демократы и республиканцы начинают съезжаться в штат Мичиган. Они намерены использовать протесты для повышения своей популярности.
Фокус внимания американских политиков в последние несколько дней сместился в Детройт. Здесь бастуют заводы так называемой «большой тройки» – автогигантов Chrysler Group LLC, General Motors и Ford Motor Company. Ни профсоюзы, ни бизнесмены не собираются идти на уступки, по крайней мере пока. В ближайшее время в Детройте может появиться Дональд Трамп, пишет издание Politico. Бывший президент, который всегда выступал в поддержку бизнеса, внезапно может оказаться более «народным и демократичным», нежели Байден, выступающий, как он неоднократно заявлял, в роли защитника простого народа. Издание отмечает, что Трамп, возможно, даже попытается добиться того, чтобы на выборах его поддержал Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности (UAW).
Еще быстрее республиканцев засуетился однопартиец Байдена, но с резко левым уклоном – сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс. Он приехал в Детройт практически в самом начале стачки – в пятницу. В своей речи он заявил о том, что автопроизводителям пора поумерить свою жадность.
Для сенатора протесты стали хорошей площадкой для оглашения очередной порции популистских заявлений. Так, в воскресенье в интервью CNN Сандерс заявил о поддержке четырехдневной рабочей недели: это было одно из требований UAW, которое особенно не понравилось бизнесменам. Сандерс не преминул напомнить и о том, что руководители General Motors получают по 29 млн долл. прибыли ежегодно, а пришедшие на завод работники – лишь 17 долл. в час. На данный момент в стачке участвуют 12,7 тыс. человек. Среди требований: значительное увеличение зарплат (45%, а не 10–15%, на которые готовы пойти производители), улучшение пенсионных условий, выплата компенсаций за переход к производству электромобилей (см. «НГ» от 11.09.23). Напомним, UAW выдвинул ультиматум Ford, General Motors и Stellantis о выполнении требований и, как и обещал, после отказа удовлетворить чаяния рабочих начал стачку в четверг.
Мичиган – хрестоматийный пример штата «ржавого пояса». Так называют штаты северо-востока страны, промышленность которых некогда обеспечивала экономический рост Америки. Свое не очень лестное название регион приобрел в 1980-х годах после перевода производства в другие части страны, а также в Мексику. Депрессивные районы «глубинной» Америки нередко голосуют за республиканцев. Но иначе обстоит ситуация в «ржавом поясе». Здесь традиционно сильна поддержка демократов, кроме разве что штатов Индиана и Огайо. Сенаторов-республиканцев в штате Мичиган не избирали аж с 1994 года. Для Трампа и его однопартийцев начавшаяся акция рабочих – это шанс перевернуть политический расклад в свою пользу.
Стачка в штате может высветить неудачи Белого дома в целом, во всяком случае в том, что касается перестройки производства на более экологичные рельсы. Противники Байдена ставят ему в вину чрезмерное увлечение зеленой повесткой, от которой страдает рабочий класс. На новых заводах по производству электромобилей работники получают меньше, чем их коллеги, производящие топливные автомобили. Особенно это касается тех, кто производит аккумуляторы для электромобилей.
С немалой долей вероятности Сандерс достигнет определенного успеха в деле укрепления левого крыла демократов. С республиканцами же ситуация несколько сложнее. Они исторически профсоюзы не поддерживают, но, возможно, наступила пора пересмотреть свои взгляды. Все-таки профессиональные объединения классических промышленных профессий и республиканцы совпадают в своих стремлениях в определенной степени противостоять быстрому развитию альтернативной энергетики и зеленому переходу.