Фото Reuters
Амбиционное заявление министра обороны Польши Мариуша Блащака после встречи с главой Пентагона Ллойдом Остином об увеличении вооруженных сил до 300 тыс. и цели создать самую сильную сухопутную армию в Европе может быть скорректировано. Все идет к тому, что в ближайшие дни Сейм (нижняя палата парламента) откажет в доверии реорганизованному правительству премьер-министра Матеуша Моравецкого. Оппозиция при парламентском большинстве предложит свой кабинет министров во главе с экс-премьером, лидером «Гражданской коалиции» (ГК) Дональдом Туском. У будущей власти свое видение оборонной политики.
Остин прилетел в Польшу из Украины, где заверил Владимира Зеленского в дальнейшем и бесперебойном сотрудничестве в области поставок вооружений. Глава оборонного ведомства США сделал остановку в Жешуве, ставшем за время проведения СВО важным хабом для переброски вооружений и техники в Украину, а также узлом логистики и перемещения в Киев и обратно важных официальных лиц.
Аэропорт Ясенка, расположенный в 100 км от украинской границы, раньше использовался в основном бюджетными авиалиниями. Теперь стал, по определению Bloomberg, «мировыми воротами в Украину». Здесь удвоилась численность американской военной базы, отсюда вылетал в США Зеленский, который присвоил Жешуву почетный знак «Город-спасатель», и осуществлял перелет Джозеф Байден.
Лейтмотивом встречи Блащака и Остина в военном городке USA – Eagle в Высокой Глоговской вблизи Жешува стали двустороннее сотрудничество и ситуация с безопасностью в регионе, а также констатация, что Польша была и остается ключевым союзником США, о чем свидетельствует присутствие американских войск в стране. «Можно сказать, что Польша является главным союзником США на восточном фланге НАТО, о чем свидетельствует тот факт, что в Польше дислоцировано около 10 тыс. американских солдат. До 2015 года их было всего несколько десятков», – отметил Блащак. На сайте Минобороны обращается внимание на польскую позицию «давления на НАТО» и приводится следующее высказывание его главы: «С точки зрения безопасности Польши очень важно, чтобы за обороноспособность отвечали национальные государства, а не какая-то вымышленная армия Европы, обеспечение безопасности не должно находиться в зоне ответственности ЕС».
Говоря о современном вооружении, Блащак подчеркнул, что польская армия оснащается им благодаря отличным отношениям с США. Примером могут служить танки Abrams, а также пусковые установки Himars. С Остином шел разговор о вертолетах Apache, которыми уже в следующем году будет оснащена польская армия. Польские пилоты уже обучаются в США. Как особые отношения Варшавы и Вашингтона, было отмечено, что не все союзники США имеют возможность приобрести самое современное оборудование. Взять хотя бы систему IBCS, связанную с управлением ЗРК Patriot. Этой системой располагают исключительно армии США и Войска Польского. То же можно сказать и о танках Abrams в последней версии, которые будут только в польской армии и в армии США.
«Аппетиты» руководства Минобороны полностью одобряет президент Анджей Дуда. На первом заседании Сейма нового созыва он выразил надежду, что ежегодные расходы на вооруженные силы будут на уровне 4% ВВП. Дуда поблагодарил за «надпартийную поддержку» в парламенте закона о защите отечества, «который делает возможным увеличение финансирования вооруженных сил, а также быструю модернизацию и укрепление польской армии». Однако это скорее можно считать обращением к новой парламентской власти. Пока трудно говорить о том, какая будет политика в сфере обороны, но то, что она изменится, сомнений не вызывает. Министра Блащака нет даже в планах кабинета Моравецкого, а в правительстве Туска кандидатом на пост главы оборонного ведомства называется председатель Польской крестьянской партии Владислав Косиняк-Камыш. Кстати, его однопартиец депутат Анджей Гжиб во вторник был избран председателем Комиссии национальной обороны Сейма. Модернизация с учетом возможностей польской промышленности, увеличение расходов на оборону, численность армии, адаптированная к задачам и планам, обучение персонала и обеспечение логистики, необходимой для поддержания нового оборудования – целии оборонной политики, которые перед выборами озвучивали «Гражданская коалиция» (ГК) и «Новые левые». Вот что говорит, согласно порталу Defence24.pl бывший замглавы Минобороны в правительстве Туска депутат ГК Чеслав Мрочек: «Последние годы показывают, что 300-тысячная армия – это чистая пропаганда министра Блащака. В прошлом году у нас были рекордные сокращения, годовой же прирост очень мал, особенно когда речь идет о профессиональных солдатах. Строительство 300-тысячной армии такими темпами заняло бы несколько десятилетий». Dziennik Gazeta Prawna замечает, что несмотря на то, что на бумаге создаются новые дивизии, в польской армии есть проблема с вакансиями в существующих. Трудности касаются даже спецназа. Издание отмечает, что количество профессиональных солдат в польской армии растет, составив уже 120 тыс. Это связано с интенсивным набором, но иногда и с «творческой бухгалтерией», например, классификацией студентов второго курса военных училищ как профессиональных солдат. Армия также интенсивно увеличивает количество непрофессиональных солдат в Войсках территориальной обороны (окрло 30 тыс.) и добровольной основной военной службы (более 20 тыс.).