На фото памятная доска, посвященная Самюэлю Пати. Фото Reuters
Во Франции начался судебный процесс над шестью подростками, которые обвиняются в причастности к убийству в 2020 году учителя истории и географии Самюэля Пати. Пятерым из них вменяют преступный сговор с целью причинения насилия, а шестому – ложные обвинения, итогом которых и стало зверское убийство. Судебный процесс может стать показательным с точки зрения отстаивания принципов светского государства в то время, когда нападения на учителей со стороны исламских радикалов в Пятой республике стали нередким явлением. Однако большие сроки заключения подростки вряд ли получат.
На скамье подсудимых – молодые люди, которым на момент убийства педагога было 14–15 лет, свои лица они тщательно скрывают. В суде по делам несовершеннолетних столь громких дел и при таком активном присутствии представителей правоохранительных органов и журналистов не было давно.
Самой младшей из подозреваемых было 13 лет на момент убийства Пати. Девушка оговорила учителя, заявив, что он якобы перед показом карикатур на пророка Мухаммеда в журнале Charlie Hebdo спросил у ее одноклассников, кто из них мусульманин, и попросил выйти из класса. Предположительно, именно подобные лжесвидетельства привели Абдуллаха Анзорова к чувству уязвленности и к мыслям об убийстве Пати. А помогли ему воплотить идею в жизнь пятеро других обвиняемых. Они за денежное вознаграждение указали Анзорову на педагога и следили за передвижениями Пати.
В случае с юной обвиняемой печальная ирония заключается в том, что в школе ее в тот день, когда учитель показывал карикатуры на уроке свободы слова, вообще не было. Что ею двигало, когда она оговаривала Пати, суду еще предстоит выяснить. На самом деле педагог предлагал ученикам отвернуться, если карикатуры могут их оскорбить.
Дело несовершеннолетних обвиняемых слушается на отдельном от взрослых процессе. Следующий процесс ожидается в отношении в том числе отца девочки, который в соцсетях призывал мусульман заставить Пати «ответить» за свои действия. Там обвиняемых восемь, среди которых человек, который помогал активно распространять призывы отца девочки.
Пятеро подростков, которым грозят тюремные сроки, утверждают, что они не знали о планах Анзорова расправиться с Пати. Убийца якобы сказал им, что он лишь «унизит» учителя и заставит его извиниться. Напомним, 18-летний выходец из Чечни, чьи родители получили убежище в Пятой республике, когда ему было 6 лет, заколол учителя секачом, а потом отрезал ему голову. Его застрелили при задержании.
Судебный процесс над совершеннолетними, причастными к убийству, планируют начать в конце 2024 года. При этом не исключено, что, как ни странно, именно этот процесс станет ключевым. Дело в том, что действия подростков и их пособничество оказались особо важными в общей цепочке событий, утверждают адвокаты семьи Пати. Первый из двух судебных процессов, посвященных убийству учителя, планируют окончить к 8 декабря.
Вследствие того, что преступления были содеяны несовершеннолетними, крупные тюремные сроки им не грозят. Максимум речь может идти о том, что за решеткой им придется провести два с половиной года.
Именно после убийства Пати французское правительство озаботилось работой с социальными сетями, чтобы отслеживать потенциальное разжигание ненависти и призывы к насилию. Но не всегда новые меры помогают предотвращать нападения на учителей. Так, в октябре был убит учитель литературы Доминик Бернар. Его убийцей также стал выходец из России, чеченец родом из Ингушетии. Правда, в этот раз речь шла о неперсонифицированном террористическом акте: педагог пытался защитить детей. Вдобавок к этому, как признал министр внутренних дел Жеральд Дарманен, на преступника явно повлиял политический фактор – военный конфликт в Израиле.
Тем не менее профессия педагога в последние годы превратилась в небезопасный труд для французов, учитывая, что проблема радикального ислама среди мигрантов остается.