Николас Мадуро уверяет мир в твердости намерений вернуть Гайану-Эссекибо под контроль Каракаса. Фото Reuters
Между Венесуэлой и Гайаной усиливается напряженность после проведенного 3 декабря референдума в Боливарианской республике о создании штата Гайана-Эссекибо на спорной территории. На фоне разрешения президента Венесуэлы Николаса Мадуро добывать там нефть Джорджтаун готов обратиться за помощью к ООН, если Каракас перейдет к активным действиям по обретению контроля над богатой черным золотом территорией. Пока Мадуро к ним не приступил, но управляет новым штатом уже как частью страны.
Мадуро запретил во вновь созданном штате Гайана-Эссекибо, находящемся под контролем Гайаны, добывать нефть иностранным концессиям и формально дал на это три месяца. Разумеется, Гайана выполнять подобные указы не собирается.
Президент страны Ирфаан Али назвал действия Каракаса прямой угрозой. Перед референдумом Международный суд ООН запретил Венесуэле проводить голосование. К ООН Гайана может обратиться и на этот раз, запросив миротворческие силы. Помимо этого Джорджтаун активно пытается заручиться поддержкой Соединенных Штатов.
«Вооруженные силы Гайаны находятся в состоянии повышенной боевой готовности и поддерживают контакт со своими военными коллегами, включая Южное командование США. Венесуэла отвергла международное право, верховенство закона в целом, фундаментальную справедливость и мораль, а также сохранение международного мира и безопасности. Они буквально объявили себя вне закона», – заявил лидер Гайаны. Напомним, с представителями Пентагона в Джорджтауне вели дискуссии еще непосредственно перед референдумом в Боливарианской республике. Эти контакты продолжаются.
Мадуро же собирается практически мгновенно предоставить лицензии на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых венесуэльским компаниям.
Напомним, по результатам референдума 95% населения высказались за создание штата Гайана-Эссекибо. Правда, западные издания обратили внимание на то, что явка была относительно невысокой: из 20 млн избирателей на участки пришли лишь 10,5 млн. Они это объяснили тем, что далеко не все венесуэльцы поддерживают Мадуро, рейтинги которого падают из-за низкого уровня жизни и подавления оппозиции. Но не исключены и иные интерпретации низкой явки: итог референдума был слишком очевиден, и часть венесуэльцев просто решили не тратить время на и так решенный вопрос и заняться своими делами. Многие противники обострения отношений с Джорджтауном вообще из Венесуэлы уехали, а наиболее радикально настроенные наверняка не хотят возвращаться.
Президент Боливарианской республики не преминул заявить о том, что в государственном нефтяном гиганте PDVSA будет создано свое подразделение в Гайане, то же самое касается и занимающейся горными разработками Венесуэльской корпорации Гуаяны (Гуаяна – территория Венесуэлы на востоке страны. – «НГ»). Также Мадуро объявил, что новый, 24-й штат станет «зоной интегральной обороны». Его штаб-квартирой должен стать приграничный город Тумеремо, находящийся в непосредственной близости от оспариваемых территорий.
Каракас уже начал составлять планы социально-экономического развития региона. Хотя в Гайане большинство жителей индийцы и афро-гайанцы, в джунглях обитают и индейцы, слабо ассимилированные в латиноамериканских государствах в целом. Им, а также другим гайанцам Каракас готов выдавать удостоверения личности.
Тем не менее активных шагов непосредственно для взятия региона под контроль Каракас пока не предпринимал. Можно сказать, что красные линии, ведущие к военному конфликту, пока все-таки не пройдены. В целом западные СМИ и эксперты полагают, что Мадуро просто стремится поднять свои рейтинги перед президентскими выборами 2024 года и отвлечь население от политических и экономических проблем.
Попытка же овладеть регионом физически может закончиться крахом режима Мадуро. Белый дом с президентом Джозефом Байденом не потерпел бы вблизи от США аннексию нефтеносного региона с интересами американских компаний, прежде всего ExxonMobil, и рейтинговые потери демократов стали бы огромными. В конфликт могла бы вмешаться и Бразилия, имеющая неразрешенный территориальный спор с Каракасом, правда сама Бразилия в нем ни на что не претендует. Наконец, Гайане могли бы помочь как силы ООН, так и британцы, поскольку бывшая колония Лондона входит в Содружество наций.
Впрочем, действия венесуэльского президента уже можно назвать довольно смелыми, поскольку Мадуро не просто включил Гайану-Эссекибо в состав страны и отдал распоряжение сделать соответствующие изменения в картах, но и стал угрожать нефтедобывающим компаниям и объявил о создании особой военной зоны.