Генералы Рази Мусави (слева) и Кассем Сулеймани погибли с разницей в три года. Фото Reuters
Руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Мохаммад Эслами раскритиковал представленный на днях прессе доклад МАГАТЭ. Но главный вывод – что иранцы нарастили темпы производства обогащенного до 60% урана – он опровергать не стал. Значит, иранцы продолжат действовать в том же направлении. Тем более что отношения страны с Западом в очередной раз обострились: после убийства в Сирии генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) проиранская «Хезболла» и ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) активизировали обмен ударами.
В докладе МАГАТЭ, составленном по итогам инспекций 19 и 24 декабря, утверждается, что с конца ноября Иран на двух объектах, в Натанзе и Фордо, нарастил производство UF6 (гексафторида урана), обогащенного до 60% по изотопу U-235.
Обогащается примерно 9 кг в месяц. Это очень много. Летом производство обогащенного до такого уровня урана было сокращено в стране до 3 кг в месяц. Тогда Иран еще надеялся на восстановление «ядерной сделки» – соглашения о снятии санкций со страны в обмен на сворачивание ядерной программы. Теперь не надеется – по крайней мере так заявляется официально. Глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил в начале декабря, что переговоры о восстановлении «ядерной сделки» из-за неуступчивой позиции Запада становятся все более бесполезными. «Поскольку красные линии Ирана зачастую игнорировались другой стороной, в настоящее время мы не находимся на пути возвращения к договоренности», – сказал он. Министр, правда, сделал важную оговорку – сказал, что от «ядерной сделки» его страна ни в коей мере не отказывается, подчеркнув: «Если договоренность будет отвечать нашим интересам, мы примем ее со всеми недостатками». Между тем для производства ядерной бомбы достаточно обогатить нужное количество урана до 90%. То есть к производству ядерного оружия Иран опасно приблизился. Впрочем, и сенсационным доклад назвать нельзя. Имеет место лишь промежуточный документ, за которым обычно не следует действий – новых санкций, а то и неожиданных атак иранских ядерных объектов, в которых Тегеран обвиняет Израиль. Правда, сейчас ситуация на Ближнем Востоке меняется.
Комментируя доклад МАГАТЭ, Эслами посетовал на «шумиху, поднятую в СМИ». «Мы не сделали ничего нового, и это наша рутинная деятельность, которая осуществляется в соответствии с рамками и регламентом», – цитирует его слова агентство Irna. По мнению главы ОАЭИ, доклад направлен на то, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от событий в секторе Газа и действий Израиля. Эслами прокомментировал доклад МАГАТЭ в кулуарах еженедельного заседания кабинета министров, где, собственно, израильские действия и обсуждались.
В среду министр безопасности Ирана Эсмаил Хатиб опубликовал письмо. В нем он выразил соболезнование в связи с гибелью в Сирии бригадного генерала Рази Мусави. Он был убит вечером 25 декабря в Дамаске в результате авиаудара. Мусави координировал деятельность проиранских формирований в Сирии. В израильской прессе его называют куратором «Хезболлы», ответственным за снабжение этой ливанской группировки. «Бригадный генерал-моджахед КСИР г-н Рази Мусави, товарищ великого полководца в борьбе с терроризмом, мученика Кассема Сулеймани, был убит сионистской террористической организацией (имеется в виду Израиль. – «НГ»)», – написал Хатиб, пригрозив еврейскому государству «серьезными последствиями». Мусави стал вторым после Сулеймани иранским офицером такого ранга, погибшим при исполнении обязанностей за пределами страны после войны с Ираком. А 26 декабря сам КСИР прямо пообещал отомстить за смерть своего командира. В среду же структура сообщила, что атака ХАМАС, котора была 7 октября, являлась ответом на убийство Сулеймани в Ираке в 2020 году. Ранее и иранские власти, и «Хезболла», и хамасовцы отрицали, что эти события как-либо связаны.
И эти угрозы, и доклад МАГАТЭ вызвали обеспокоенность в США. Американский Совет национальной безопасности выступил с осуждающим заявлением. А по вряд ли случайному совпадению 26 декабря президент США Джозеф Байден объявил о том, что приказал нанести ответный удар по проиранским группировкам в Ираке, на которые он возложил вину за происшедший ранее обстрел американских баз в этой стране.
Иранские власти в своих заявлениях не связывают смерть Мусави и резкое обострение обстановки за последние два дня на ливано-израильской границе. Пресс-служба ЦАХАЛ сообщила, что только за ночь со вторника на среду было осуществлено несколько перехватов ракет, выпущенных «Хезболлой». В свою очередь, авиация израильской армии атаковала несколько объектов группировки в Ливане. В столкновениях на границе активно применяются артиллерия и танки. Всего за сутки, по израильским данным, было выпущено по Ливану не менее 250 снарядов. «Хезболла» заявила о двух погибших комбатантах и пяти убитых мирных жителях. Информация о потерях Израиля пока ЦАХАЛ не раскрыта. Впрочем, не факт, что происходящее – это и есть ответ Ирана.
Политолог-международник, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Елена Супонина в комментарии «НГ» назвала Мусави сильной фигурой в регионе, ответственным за отношения с Сирией и Ливаном. «Но это уже не первая ликвидация такого рода. Всегда на них Иран отвечает выверенно, не сразу и чаще всего через своих прокси. Так, вероятно, будет и на этот раз. Ответ последует, и скорее всего через «Хезболлу», – считает эксперт.