Запуск АЭС «Касивадзаки-Карива» повысит энергетическую безопасность и позволит тратить меньше средств на углеводороды. Фото Reuters
Правительство Японии разрешило возобновить работу мощнейшей в мире АЭС «Касивадзаки-Карива». Чтобы она начала функционировать, осталось получить добро от региональных властей. Таким образом, снимается запрет, введенный два года назад по соображениям безопасности. Однако, по сути, АЭС перестала работать после аварии на АЭС «Фукусима-1». Правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) продолжает делать ставку на атомную энергетику в условиях подорожания углеводородов, и японскому примеру могут последовать другие страны.
АЭС мощностью более 8,2 тыс. МВт может снова начать работать, передает Reuters. Правда, конкретные сроки повторного ввода энергетического гиганта или хотя бы его части в эксплуатацию пока остаются неясными. В любом случае сначала Tokyo Electric Power Company (TEPCO) необходимо добиться разрешения префектуры Ниигаты и региональных властей города Касивадзаки и деревни Карива.
Напомним, Комитет по контролю за атомной энергетикой Японии в апреле 2021 года постановил запретить работу АЭС, поскольку компания не могла обеспечить должный уровень безопасности. С того времени TEPCO исправляла свои недочеты. Выяснилось, что один из сотрудников компании беспрепятственно попал к реактору по удостоверению коллеги, что означало несоответствие требованиям по антитеррористической безопасности.
Впрочем, в реальности АЭС практически бездействовала с 2012 года, хотя предпринимались попытки вернуть в работу шестой и седьмой блоки. Стоит отметить, что до аварии на АЭС «Фукусима-1» именно две атомные электростанции возле города Фукусима, формально объединенные в одну, считались самыми мощными в мире. Следом по мощности шла «Касивадзаки-Карива», а затем – Запорожская АЭС.
TEPCO скорее всего рассчитывает на то, что шестой и седьмой блоки удастся вернуть в работу. В 2021 году, к моменту запрета, компания надеялась получить выгоду в размере 827 млн долл. в год. Таким образом, потери от действия регулятора могли составить примерно 2 млрд долл. По оценкам правительства, запуск АЭС позволит на шестую часть сократить импорт энергии.
Японской промышленности стабильно нужна развитая энергетика. Например, на подъеме находится автогигант Toyota. В ноябре производство на его заводах возросло на 11%. А за 2023 год уже продано более 10 млн автомобилей Toyota и Lexus, что является рекордным показателем. Генерирует спрос как заграничный потребитель (продажи в США, Китае и Европе увеличились на 15–17%), так и местный (японцы стали покупать автомобили компании на 27% чаще, чем годом ранее).
Необходимость наращивать производство не делает энергию дешевле. Поэтому японцы намерены развивать атомную энергетику, пускай и с рисками для безопасности.
«Приоритет в области энергетической безопасности преобладает в политике ЛДП. Конфликт РФ и Украины и сложная ситуация в Тайваньском проливе не делают страну более устойчивой к энергетическим кризисам, хотя открытие АЭС и сопровождается столкновениями с местными властями», – сказал старший научный сотрудник Центра японских исследований Института востоковедения РАН Владимир Нелидов.
В разговоре с «НГ» эксперт высказал мнение, что развитие атомной энергетики в Японии продолжится, несмотря на недовольство левой оппозиции.
Япония не единственная страна, которая наращивает потенциал мирного атома. Другой яркий пример – Франция. Пятая республика еще в 2021 году собиралась снизить объем произведенной энергии на АЭС с 75 до 50%, однако затем планы были пересмотрены. В августе президент Франции Эмманюэль Макрон даже позволил себе раскритиковать немецкий подход к атомной энергетике, заключающийся в полном от нее отказе по причинам высоких рисков в области безопасности.