Госсекретарь США Энтони Блинкен попробует объяснить израильтянам и арабам, что возвращение к худому миру лучше доброй ссоры. Фото Reuters
Госсекретарь США Энтони Блинкен совершит свой первый в новом году рабочий визит на Ближний Восток. Ожидается, что в ходе его турне по пяти странам региона будет объявлено – прямо или в форме утечек в прессе, – на какой вариант окончания войны в секторе Газа решил сделать ставку Белый дом. Пока же приходится констатировать, что на исходе третьего месяца боевых действий заявленные задачи не решила ни одна из сторон. Всеобщего восстания палестинцев нет, но и разгрома ХАМАС, с ликвидацией или арестом его лидеров, нет. Не удалось завершить процесс освобождения заложников, захваченных палестинскими группировками во время атаки 7–8 октября. Все это откладывается на следующий месяц, который в этой войне, по-видимому, будет решающим.
Блинкен развил бешеную дипломатическую активность в регионе. Его турне по Ближнему Востоку, которое начнется предположительно 4–5 января, будет пятым с начала боевых действий. Блинкен посетит Израиль, Иорданию, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Катар – все страны региона (если не брать Турцию, Иран и Египет), способные так или иначе повлиять на развитие ситуации в секторе Газа. Госдеп тем самым еще раз подтвердит, что в отличие от времен Дональда Трампа в администрации Джозефа Байдена именно дипломатам принадлежит главная роль в выработке и осуществлении ближневосточного курса Белого дома.
Особенно это верно для 2024 года: президент в предстоящие месяцы будет всецело занят подготовкой к избирательной кампании. Она и так обещает стать для него серьезным испытанием – а тут еще война, которая небезразлична миллионам американских избирателей, причем их симпатии и антипатии разделились, что называется, по партийному признаку. Например, относительно недавний опрос, заказанный телеканалом Fox News, показал, что республиканцы однозначно находятся на стороне Израиля. 79% из них поддерживают эту страну, и лишь 11% в той или иной мере выступают за палестинцев. У демократов ситуация менее однозначна: за Израиль – 59%, за Палестину – 25%. В этих условиях пиар-выигрыш от этой войны получит Трамп. Ему остается только критиковать Белый дом за недостаточную помощь Израилю. А Байдену, если война затянется, придется лавировать, чтобы ему, центристу по остальным интересующим американцев вопросам, не пришлось отталкивать от себя какую-либо часть электората. Именно поэтому Белый дом спешит, стараясь, по возможности, закончить войну поскорее.
Во вторник Блинкен, а также помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан провели переговоры с израильским министром по стратегическим вопросам Роном Дермером. Он – бывший посол своей страны в Соединенных Штатах, имеет большие связи в вашингтонском истеблишменте, а сейчас является доверенным лицом премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Как сообщала американская пресса, Дермер привез израильские предложения по урегулированию конфликта в Газе. По итогам переговоров не было сделано каких-либо заявлений для прессы, по которым можно судить о том, как отнеслись американцы, например, к идее Нетаньяху создать буферную зону в анклаве, аналогичную той, что была в Ливане. Ключевое же его предложение – не заканчивать боевые действия, пока ХАМАС не будет уничтожен как военная и политическая сила, – судя по некоторым признакам, в США воспринимается скептически очень многими.
Влиятельная газета The New York Times опубликовала большую статью, посвященную нынешней войне на Ближнем Востоке. Там проводится не самая приятная для большинства израильтян мысль: уничтожить ХАМАС полностью не получится. За долгие десятилетия палестино-израильского противостояния было немало случаев, когда руководство той или иной палестинской радикальной организации полностью выбивалось точечными ударами израильских спецслужб. Но за одним поколением убитых или ставших менее активными лидеров той же ХАМАС приходило новое. Яркий пример – нынешнее руководство группировки. Яхъя Синвар и Мохаммед Дейф, непосредственно планировавшие атаку 7 октября, были долгие годы в тени Абдель Азиза Рантиси (лидера ХАМАС, убитого в 2004 году) и Исмаила Хании, который сейчас находится за пределами сектора Газа и, по-видимому, не имеет больше полного контроля над обстановкой. Но теперь они вышли на первый план. Гарантий, что у них не готовы преемники, нет. «Говорят, что ХАМАС терпит крах. Но это неправда», – цитирует The New York Times израильского эксперта Михаэля Мильштейна, в прошлом одного из старших офицеров МОССАД.