Глава МИД Ирана Хосейн Амир Аблоллахиан не собирается уговаривать хуситов. Фото с сайта www.irna.ir
Йеменская группировка «Ансар Аллах» (хуситы) смогла за краткий период если не парализовать, то всерьез осложнить морские коммуникации по одной из самых важных транспортных артерий мира – Красному морю. За месяц по коммерческому судоходству здесь нанесен сильнейший удар, свидетельствуют данные сервиса Marine Traffic. В то же время главный союзник хуситов, Иран, не проявил готовности повлиять на них, хотя с такой просьбой к Тегерану обратился генсек ООН Антониу Гутерриш.
Присутствие внушительной флотилии под руководством США в Красном море не помогает предотвратить нападения хуситов. Во вторник, как сообщил Центр координации морских торговых перевозок при ВМС Великобритании (UKMTO), у побережья Йемена ракета попала в сухогруз Zogarafia, следующий под флагом Мальты.
Судно смогло продолжить движение. С 9 декабря, когда хуситы начали обстрелы в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, им не удалось потопить ни одну пораженную ими цель. Но эффекта они добились: судоходство в данном регионе постепенно сворачивается, особенно с 12 января, когда крупнейшие судоходные организации мира призвали судовладельцев по возможности избегать данной опасной акватории.
По данным сервиса Marine Traffic, которые приводит ТАСС, за три дня через Баб-эль-Мандебский пролив прошли лишь 114 коммерческих судов. В середине декабря, когда начались первые атаки хуситов, этот показатель за тот же период был больше в два раза. Еще более важны качественные изменения. Со вторника катарская государственная компания QatarEnergy приостановила перевозки сжиженного природного газа через Красное море. А ранее Reuters писало о временном прекращении работы гигафабрики Tesla в Берлине и ряда заводов Volvo из-за проблем с поставками комплектующих. Их поставляют через Суэцкий канал из стран Азии, в том числе из Китая, уже выразившего свою обеспокоенность складывающейся ситуацией. Гигафабрика не будет работать с 29 января по 11 февраля.
Убедить Иран вмешаться в ситуацию и надавить на своих прокси попробовал генсек ООН. Глава МИД Ирана Хосейн Амир Аблоллахиан провел с ним телефонный разговор. В изложении иранской стороны, данном в Telegram-канале внешнеполитического ведомства Исламской Республики, генсек отметил важность ее роли в установлении мира и стабильности в регионе. Абдоллахиан, в свою очередь, осудил удары США и их союзников по объектам хуситов. Нарушение суверенитета Йемена он назвал «стратегической ошибкой, которая приведет к эскалации напряженности в регионе». В сообщении иранского МИД указывается, что Абдоллахиан «еще раз подчеркнул принципиальную позицию Исламской Республики Иран по обеспечению безопасности судоходства и мореплавания», но при этом уточнил, что хуситы преследуют цель лишь помешать движению судов в Израиль, «чтобы остановить геноцид и преступления сионистского режима».
Таким образом, Иран не стал ни осуждать действия хуситов, ни выразил готовность выступить в качестве посредника между ними и Западом.
Между тем, как теперь выяснилось, США и их союзники собираются устроить свою морскую блокаду йеменского движения, по крайней мере частичную. Пентагон сообщил о том, что 11 января американские ВМС перехватили парусное судно, следовавшее из Ирана в Йемен. На его борту находились комплектующие к ракетам, которые стоят на вооружении у хуситов. Это первый перехват такого рода, но вряд ли последний.
«Хуситы – полностью проиранская группировка, и, конечно, если иранцы захотят, то могут как-либо на ее повлиять. Другое дело, захотят ли. Все зависит от того, как к Ирану отнесутся ведущие державы, прежде всего Запада. Если США и их союзники будут дальше нагнетать напряженность, то, конечно, Иран займет жесткую линию и воздействовать на хуситов не будет», – сказал в комментарии «НГ» доцент Высшей школы экономики Владимир Сотников. При этом он допустил вариант, при котором Иран разменяет свое согласие повлиять на хуситов, потребовав в обмен каких-либо уступок по другим вопросам – скорее всего ослабления западных антииранских санкций.
Следует отметить, в настоящий момент диалог Ирана и Запада даже по ядерной программе не идет. Белому дому, учитывая, что в США наступил предвыборный год, уступить Тегерану будет трудно в чем-либо, тем более в вопросе о санкциях. Но развитие событий в Красном море может не оставить Западу выбора.