Президент Польши Анджей Дуда убеждал своего кенийского коллегу Уильяма Руто, что в бедах Африки виновата Москва. Фото с сайта www.president.pl
Президент Польши Анджей Дуда, усомнившийся в своих высказываниях о возможности Украины вернуть Крым, на неделю улетел в Африку. В его путевом листе восточные страны Черного континента: Кения, Руанда, Танзания. Обозначая цели вояжа главы государства, министр президентской канцелярии Малгожата Папроцкая указала, что Африка сегодня является местом серьезной международной политики, подчеркнув укрепление там российского влияния. Отсюда, по ее словам, и чисто политическая составляющая визита помимо намеченных к заключению экономических соглашений.
В ходе визита Дуды в африканские страны запланировано подписать девять двусторонних соглашений. Как отметил сам президент, переговоры будут включать польскую помощь, сотрудничество в таких секторах, как аграрный, IT, экологический, налоговый, полицейский и военный. Последнее касается и потенциального экспорта польского вооружения.
«Политическую составляющую» своего визита Дуда расшифровал как представление африканцам реальной картины происходящего в той части Европы, которую затронул российско-украинский конфликт. «Мы хотим показать, что именно Россия спровоцировала энергетический кризис в мире, а это сегодня приводит к кризису в африканских странах, блокированию возможностей украинского экспорта и разрушению экономики Украины», – в категорическом тоне раскрыл цель своего визита Дуда, добавив, что переговоры будут касаться и российской пропаганды. «Это важная задача – противодействовать очень массированной в Африке российской пропаганде», – резюмировал глава польского государства.
Но и будучи в Африке, Дуда не смог избежать реакции на свои слова из интервью You-Tube каналу Zero о невозможности Киева вернуть Крым. В Найроби на пресс-конференции с кенийским коллегой Уильямом Руто ему пришлось отвечать на просьбу польского журналиста прокомментировать свои высказывания в конце прошлой недели относительно ситуации в Украине. По сути, Дуда отказался от своих слов, объяснив их непринужденной обстановкой во время беседы и всякого рода дискуссиями вокруг российско-украинского конфликта, которые он слышит на международной арене. И даже подчеркнул официальную позицию Варшавы, которая заключается в «возвращении Украины к своим международно признанным границам, к полному контролю над территориями, которые являются международно признанными территориями Украины, то есть и над Крымом».
Однако сказанные Дудой слова вряд ли были случайными. В Польше все чаще пишут об ослабевающей поддержке Запада ВСУ и раздаются призывы к странам ЕС помочь Киеву в депортации находящихся на их территории украинских граждан призывного возраста. И покончить наконец с корректностью по отношению к действиям властей Украины. На этот счет вице-спикер Сейма (нижней палаты парламента) Кшиштоф Босак, представляющий, кстати, не входящую в правящую коалицию «Конфедерацию свободы и независимости», заявил, как сообщает телеканал Polsat, что согласен с сомнениями президента Польши о возможности Украины вернуть Крым. «Польше пытаются навязать проукраинскую политкорректность, но мы здесь не для того, чтобы соглашаться с линией украинской дипломатии… У нас есть нерешенный конфликт с засильем сельхозтоварами с Украины, у нас есть нерешенные исторические вопросы, но мы должны доказывать, что Крым больше украинский, чем русский? Для меня это странно», – недоумевает польский парламентарий.
Есть и суждения иного рода. Некоторые польские политики с долей иронии говорят, что Дуда своими высказываниями «вызвал потепление в польско-российских отношениях» и «стал героем в Крыму и Москве». Подобные интерпретации министр президентской канцелярии Войчех Колярский назвал «смешными и безответственными», припомнив, что его шеф является одним из подписантов так называемой «Крымской платформы» и дважды был в Киеве на ее встречах.
Неожиданно поддержал Дуду глава дипломатии Радослав Сикорский: «У всех случаются оговорки. То, что он уточнил, соответствует позиции правительства, и это закрывает вопрос. Все ошибаются. Мне кажется, что симпатия президента Дуды к Украине не подлежит сомнению».