Фото Reuters
Министр иностранных дел Гайаны Хью Тодд обвинил Венесуэлу в нарушении декабрьской договоренности об отказе от применения силы, которая, казалось бы, положила конец обострившемуся территориальному спору. По гайанским данным, венесуэльские войска выдвигаются к границе. Эксперты считают, что обе стороны ведут лишь риторическое противостояние, решая скорее свои внешне- и внутриполитические задачи. Это не означает, что переход от риторики к реальным боевым действиям исключен.
В интервью The Financial Times Тодд обвинил президента Венесуэлы Николаса Мадуро в двуличии. По итогам переговоров 15 декабря 2023 года в Кингстауне (государство Сент-Винсент и Гренадины) он подписал совместную декларацию с президентом Гайаны Ирфааном Али.
В ней было четко записано, что оба государства отказываются от применения силы при разрешении давнего территориального спора, который неожиданно обострился в начале декабря. Тогда, напомним, по инициативе Мадуро в Венесуэле прошел референдум о принадлежности района западного берега реки Эссекибо (см. «НГ» от 04.12.23). Он, хотя и носил консультативный характер, выглядел провокационно, как признак того, что венесуэльский лидер скоро попытается отнять у Гайаны часть ее территории. После переговоров в Кингстауне, страсти вроде бы поутихли, только, как оказалось, ненадолго.
Тодд заявил, что Венесуэла вопреки двусторонней договоренности концентрирует войска у границы с Гайаной. Это подтверждается ранее опубликованными спутниковыми снимками, которые появились в ряде изданий, и видео, которые публиковали сами венесуэльские военные. В середине января выяснилось, что Венесуэла ведет строительство военного объекта на острове Анакоко, находящемся на реке Куюни. Это граница с Гайаной. Например, на спутниковых снимках от 13 января видны венесуэльские военные, их бронетехника, строительные материалы, тяжелый речной паром. Согласно опубликованному венесуэльскими военными видео, в конце января на Анакоко побывал глава Стратегического оперативного командования Вооруженных сил Венесуэлы генерал Доминго Эрнандес Ларес. Он лично инспектировал строительство танковой базы на острове, которое скорее всего завершится уже в этом месяце. Венесуэльские войска выдвинулись к границе на ряде других участков, в частности в районе Тумеремо. Никаких признаков того, что они скоро уйдут обратно, нет. Все это никак не вяжется ни с буквой, ни с духом декларации в Кингстауне, заметил Тодд.
Армия Гайаны уступает венесуэльской, поэтому апелляция к союзникам для этой страны естественна. А интервью Тодда выглядит именно как часть поиска международной поддержки, полагает директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец. Вместе с тем он считает, что ситуацию не стоит драматизировать: Венесуэла, конечно, милитаризирует границу, но говорить о том, что обе страны оказались на грани военного конфликта, нельзя. «Имеет место обмен колкостями на уровне деклараций. Воевать ни та ни другая сторона не собираются», – сказал Хейфец в комментарии «НГ».
Характерно, что и Тодд объяснил возросшую военную активность страны-соседки отнюдь не намерением Мадуро решить территориальный спор силой. Глава МИД Гайаны считает, что венесуэльский лидер намерен повысить свой рейтинг в преддверии намеченных на этот год президентских выборов, тем более что похвастаться успехами в экономике он не может – с ней в стране все так же плохо. При этом венесуэльцы действительно весьма падки до патриотической риторики. Не случайно даже оппозиция Мадуро не рискнула выступить против референдума о принадлежности района Эссекибо. И в Вашингтоне также не увидели признаков скорого начала вооруженного конфликта двух стран. Об этом прямо заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.
Беспокойство проявила пока только одна страна, весьма важная для Гайаны. По данным Reuters, Бразилия перебросила примерно две тысячи военных к венесуэльской границе. Правда, это можно объяснить не только тем, что бразильские власти ждут призыва из Гайаны о помощи. В данном районе, покрытом джунглями, обстановка вообще не спокойная. Здесь проходит один из маршрутов транспортировки наркотиков и поэтому случаются вооруженные столкновения с бандитами, в том числе пришедшими из сопредельных стран: Венесуэлы, Колумбии и Гайаны.