Интернациональные исследовательские проекты позволяют получить максимально полные сведения об экологических изменениях на Крайнем Севере. Фото с сайта www.eu-interact.org
Арктика – огромный и не до конца исследованный мир с особым биоразнообразием, впечатляющими природными ресурсами и огромными перспективами. С учетом фиксируемого учеными глобального потепления освоение просторов Крайнего Севера становится особенно важно не только для стран, которые входят в Арктический совет (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция), но и для всего мира. Ведь изменения, происходящие в Арктике, способны повлиять на многие происходящие на Земле процессы – как природные, так и экономические. Сейчас можно заметить, что, несмотря на геополитическую конфронтацию, многие соседи РФ полагают, что сотрудничество в деле изучения Арктики нельзя приостанавливать.
Природные системы Арктики очень хрупки, и вмешательство человека, его хозяйственная деятельность способны существенно изменить баланс в регионе. Площадь арктического льда за теплое время 2023 года, по данным Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, сократилась на 1,6 млн кв. км и составила 4,3 млн кв. км при норме 5,9 млн кв. км. Немалая часть арктической зоны принадлежит России, что возлагает на РФ особую миссию по защите и исследованию этого особого мира для того, чтобы он мог сохраниться в первозданном виде. Сейчас в Арктике активно проводятся климатические и экологические исследования, которые помогут оценить, как может измениться этот регион Земли в ближайшие десятилетия и столетия. Однако геополитическое противостояние привело к тому, что отношения между странами, активно исследующими регионы Севера, осложнились. Напомним, 3 марта 2022 года семь из восьми государств – членов Арктического совета (АС) заморозили взаимодействие с Россией. После этого в Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года были внесены поправки, например, касающиеся 16-го пункта, где перечисляются «основные задачи в сфере развития международного сотрудничества». Теперь Москва планирует осваивать природные ресурсы Арктики не «с соблюдением высоких экологических стандартов», а «в интересах устойчивого развития» региона. Кроме того, говорится уже не об «укреплении добрососедских отношений с арктическими государствами», а о «развитии отношений с иностранными государствами на двусторонней основе в рамках соответствующих многосторонних структур и механизмов» без уточнения, каких конкретно.
Россия – не единственное арктическое государство, и, хотя изучение региона ведется многими северными странами, как считают авторы британского научного журнала Nature Climate Change, изоляция России крайне негативно влияет на этот процесс. Издание упоминает о программе INTERACT (инфраструктурный проект, сейчас объединяющий сеть из 74 наземных полевых баз в Северной Европе, США, Канаде, Гренландии, Исландии, Фарерских островах и Шотландии). Работа 21 станции, участвовавших в INTERACT, была приостановлена весной 2022 года из-за событий в Украине. Чтобы понять, как это повлияло на результаты программы, ученые подготовили два набора данных, в одном из которых была информация, собранная всеми 94 станциями слежения до весны 2022 года, а из второго были исключены сведения, полученные российскими участниками проекта. Выяснилось, что данные с российских станций критически важны для обеспечения полноты наблюдений за климатом и экологией Арктики, а также для достижения высокого уровня точности при прогнозировании того, как изменятся климат и экосистемы Заполярья. При этом особенно негативно на прогнозы и оценки способно повлиять то, что в рамках INTERACT не поступают сведения по влиянию глобального потепления на сибирскую тайгу и другие леса РФ. «Отказ от российских данных ухудшает качество данных и повышает неточность прогнозов, причем в некоторых случаях эти погрешности сравнимы с прогнозируемыми изменениями климата», – отмечается в журнале.
Сейчас российские исследователи, поддерживаемые крупными отечественными компаниями, продолжают проводить экспедиции в Арктике, однако очевидно, что получаемые ими результаты без данных остальных участников процесса также сложно назвать целостными.
В проектах по изучению Арктики начинают активно участвовать страны, которые раньше были лишь наблюдателями при АС, а их возможности считались скромными. Интерес к Арктике и сотрудничеству в высоких широтах проявляют страны – члены БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Латинской Америки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Китай обозначил масштабные планы в выпущенной в 2018 году Белой книге КНР по Арктике, заявив о своем статусе морской державы, который подразумевает необходимость активной деятельности, в том числе в Арктическом регионе. Арктика является частью китайской Инициативы пояса и пути, в рамках которой планируется связать Северный морской путь и Морской шелковый путь в XXI веке. КНР Арктика главным образом интересует как перспективная магистраль и кладовая минеральных ресурсов.
В 2022 году опубликовала свою Арктическую стратегию и Индия. Так же как и Пекин, Дели интересуют транспортно-логистические возможности Крайнего Севера, в первую очередь в формате продолжения коридора «Север – Юг». К тому же Индия заинтересована в полезных ископаемых, а также прочих ресурсах, которые имеются в этом регионе. Кроме того, Дели намерен предложить Москве помощь в развитии инфраструктуры региона, а также предоставить трудовые ресурсы. Причем Индия и Китай в определенной степени конкурируют в регионе – как между собой, так и за внимание России.
Отметим, что в арктической политике Японии научное исследование Арктики также является приоритетом и упор планируется делать прежде всего на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами. Токио предполагает создавать совместные исследовательские станции в арктических странах, использовать имеющиеся космические спутники для наблюдения за регионом. Полученные результаты предполагается активно распространять для решения глобальных экологических проблем, связанных с изменениями в арктической среде. Япония также намерена контактировать с заинтересованными государствами при исследовании морских животных ресурсов для их устойчивого использования на основе научных данных. Также планируется определить природные, технические и системные проблемы Арктического морского пути, что позволит прогнозировать распределение морского льда и обеспечить судоходство.
Научные приоритеты РФ в Арктике фактически остаются прежними: страна заинтересована в изучении последствий изменения климата и выработке стратегий по реагированию на этот процесс. Список дисциплин, по которым идет исследовательская работа в регионе, крайне велик, Арктика огромна, и, несмотря на геополитические разногласия, интерес к сотрудничеству очевиден. И потому только сотрудничество государств, как северных, так и географически далеких от «макушки Земли», позволит добиться максимальных результатов.