Победитель выборов Петер Пелегрини после голосования появился в избирательном штабе вместе с премьером Робертом Фицо. Фото Reuters
Подведены итоги прошедшего в субботу, 6 апреля, второго тура президентских выборов в Словакии. Победу одержал спикер парламента, представитель партии «Глас», входящей в правящую коалицию, Петер Пелегрини. Это большой успех премьер-министра страны Роберта Фицо: он упрочил свои позиции в высших органах власти. Победа Пелегрини – это еще и поражение тех сил в Словакии, кто выступает за активную поддержку Украины и отход от нынешнего курса на более благожелательный Москве, чем Киеву, нейтралитет в российско-украинском конфликте.
Согласно объявленным в воскресенье Центризбиркомом страны данным, за Пелегрини проголосовали 1 405 255 словаков. Это 53,12% голосов. Его соперник, бывший министр иностранных дел Иван Корчок, отстал ненамного. Его поддержали 1 243 709 избирателей (46,87%). Корчок свое поражение признал, соперника с победой поздравил, но не смог скрыть досады. Ведь он считался фаворитом второго тура. В первом, состоявшемся 23 марта, Корчок не просто победил. Ему удалось выполнить задачу-максимум, которую оппозиция ставила перед голосованием: обойти кандидата от «партии власти» на 4%, что в словацких условиях обычно сулит уверенную победу во втором туре. Корчок набрал 42,4% голосов, а Пелегрини – 37,1%. Этот успех оппозиция объясняла в первую очередь высокой по местным меркам явкой: на участки пришло чуть больше половины избирателей, чего не было с 1999 года. Противники умеренного евроскептика и сторонника максимально возможного сохранения связей с РФ премьер-министра Фицо смогли мобилизоваться по максимуму. Это-де и дало такой результат.
Однако во втором туре явка была еще выше: около 60%. И этот фактор неожиданно сыграл не за, а против Корчока. Пелегрини и Фицо удалось не только не потерять голоса той части электората партий правящей коалиции, которая не вполне довольна политикой премьера. Они привлекли на свою сторону избирателей бывшего министра юстиции Штефана Гарабина, позиционировавшего себя как внесистемного кандидата и выбывшего из борьбы в первом туре, набрав солидные 11,7%. А самое главное – провластному кандидату удалось навязать Корчоку свою повестку. Спор шел не по внутриэкономическим вопросам, а о том, как относиться к российско-украинскому конфликту. Пелегрини называл Корчока «президентом войны» и пугал словаков перспективой прямого участия в боевых действиях в случае, если главой государства станет прозападный оппозиционер. Это подействовало. Корчок отбивался от нападок довольно неумело. Сколько-нибудь внятных заверений, что словаки не станут участниками боевых действий, избиратели от него так и не дождались. Зато о необходимости усилить поддержку Украины Корчок говорил.
«Я не буду некритически восхищаться всем, что делает правительство», – пообещал Пелегрини в субботу вечером после оглашения предварительных результатов выборов. Несмотря на это, перед своими сторонниками он появился в компании с Фицо. Пелегрини, помимо прочего, заявил, что Словакия при его президентстве «останется на стороне мира, а не войны». То есть повторил ключевой внешнеполитический тезис премьера.
Значение этой победы, безусловно, не стоит и преувеличивать. Словакия – парламентская республика. Соответственно выбор своего курса страна сделала в сентябре прошлого года. Тогда на парламентских выборах победила партия Фицо «Направление – социальная демократия» (чаще ее именуют «Направление», по-словацки – Smer). Она получила почти 23% голосов, что позволило ей сформировать правящую коалицию. Вместе с тем президент до известной степени может ограничивать инициативы премьера. Этим и занималась его идеологический антипод Зузана Чапутова, чьи президентские полномочия официально истекают 15 июня. Ее самый большой успех в борьбе с премьером – это приостановка ряда положений юридической реформы, которую затеял Фицо. Глава правительства выступает за то, чтобы смягчить наказание, вплоть до условных сроков, за некоторые экономические правонарушения: в их числе – нецелевое использование средств ЕС, то, в чем его самого неоднократно подозревали. Кроме того, в рамках реформы предполагалось ликвидировать Специальную прокуратуру, в чьи функции входит расследование дел в отношении высших чиновников страны. Чапутова, которую поддержал ряд оппозиционных партий, обратилась в Конституционный суд. В результате смягчение наказания за коррупционные и экономические преступления было отменено. А вот Специальную прокуратуру Чапутовой отстоять не удалось. Это ведомство ликвидировано, а дела о коррупции высших чиновников переданы в местные прокуратуры, которые, как считают критики Фицо, отнюдь не независимы от премьера.
Возможно, в оставшееся до 15 июня время словаки станут свидетелями новых «сражений» между премьером и Чапутовой. Все-таки 9 июня предстоят выборы в Европарламент. Значит, из режима одной избирательной кампании страна перейдет в другой.
В воскресенье Пелегрини с победой поздравил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он видит в Фицо единомышленника, по крайней мере, по внешнеполитическим вопросам. Правда, в этом качестве с сентября 2023 года «друг России», как назвало нынешнего словацкого премьера агентство Bloomberg, себя, собственно, никак не проявил. Он не блокировал, подобно Орбану, санкции против РФ, в конце концов снял свои возражения в отношении помощи Украине, позволил словацкому бизнесу снабжать оружием Киев и вообще старался не особенно конфликтовать с США, Евросоюзом и НАТО. Но не исключено, что это объясняется деятельностью Чапутовой, которая через два месяца уйдет со своего поста.