«Смоленский памятник» вызывает в последние годы отторжение у варшавян. Фото Адриана Грыцука
14 лет назад, 10 апреля 2010 года при заходе на посадку в Смоленске-Северном в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу Ту-154М с польской делегацией, которая направлялась в Катынь на траурные мероприятия, посвященные 70-й годовщине расстрела польских офицеров. Погибли все находившиеся на борту 96 человек: 8 членов экипажа и 88 высокопоставленных пассажиров, среди которых президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария. Несмотря на выводы официального расследования, которые причинами крушения авиалайнера называют неправильные действия экипажа и психологическое давление на него, в Польше до сих пор распространена версия заговора, которая стала политическим фактором.
Дата трагедии широко отмечается по всей стране не только ежегодно, но пока еще и каждое десятое число месяца. За 14 лет открыты сотни памятников погибшему президенту и не счесть числа улиц, названных его именем. Поляки давно испытывают раздражение от навязываемого траура и непомерного культа личности Леха Качиньского, тиражируемого его братом-близнецом Ярославом Качиньским и созданной ими партии «Закон и справедливость» (ЗиС).
В среду в мемориальных мероприятиях примет участие президент Анджей Дуда. По традиции ранним утром он возложит венок в Кракове у саркофага в королевском замке Вавель, где похоронена президентская чета. Почести погибшим будут возданы и в Варшаве, где Дуда побывает на могилах погибших политиков на Повонзковском военном кладбище, а также поклонится памятнику погибшему президенту и монументу жертвам авиакатастрофы на площади Юзефа Пилсудского.
Именно этот монумент, называемый «смоленским памятником», представляющий собой символический трап с выгравированными в алфавитном порядке именами всех жертв трагедии, вызывает в последние годы не только раздор, но и отторжение у варшавян. На его открытии в 2018 году Дуда заверил, что «этот памятник объединит независимо от политических взглядов и в скором времени станет священным местом для всех поляков».
Обелиск, по сути, присвоила правящая восемь лет партия ЗиС, а ее правительство и площадь Пилсудского сделала экстерриториальной.
Варшавский предприниматель Збигнев Комоса 10-го числа каждого месяца вместе с другими активистами стал возлагать к монументу венок с табличкой такого содержания: «Памяти 95 жертв Леха Качиньского, который, игнорируя все правила, приказал пилотам приземлиться в Смоленске в крайне сложных условиях. Покойтесь с миром. Польский народ. Нет созданию фальшивых героев!».
Раньше полиция до прибытия партийной делегации во главе со своим лидером исправно убирала венок, но с приходом к власти недавних оппозиционных сил делать это перестала. Более того, Верховный суд не усмотрел в этом никаких законодательных нарушений. Качиньскому и сопровождающим его лицам месяц назад это не понравилось, и они самостоятельно уничтожили табличку и повредили венок. Как сообщает интернет-портал Oko.Press, получив очередную жалобу от Комосы, варшавская полиция в марте впервые ее зарегистрировала и сообщила: «Если будет установлено, что произошло нарушение закона лицами, имеющими [депутатскую] неприкосновенность, мы направим маршалу Сейма (спикеру нижней палаты парламента) запрос о лишении их такого статуса. Над законом не стоит никто!»
Во время недавних дебатов перед местными выборами мэр Варшавы Рафал Тшасковский, уверенно победивший в минувшее воскресенье пятерых соперников в первом же туре, коснулся болезненного для столицы вопроса – незаконного захвата правительством ЗиС площади Пилсудского. Это как раз произошло под предлогом сооружения «смоленского памятника», переноса которого хотят варшавяне. Градоначальник сообщил, что идут судебные разбирательства, вопрос обсуждается с новым воеводой, и в ближайшие месяцы площадь вернется в город.