Вольная или невольная отмашка Дональда Трампа помогла принять законопроекты о поддержке Украины, Израиля и Тайваня. Фото Reuters
Администрация президента США Джозефа Байдена достигла серьезного успеха. Она смогла добиться поддержки Палатой представителей Конгресса почти всех своих предложений по помощи Украине, Израилю и Тайваню. После трудных переговоров республиканцы сняли свои возражения. Это стало возможным благодаря двум факторам: ударам Ирана по израильской территории и решению Дональда Трампа не увязывать помощь союзникам США с дополнительным финансированием охраны американо-мексиканской границы.
Во вторник, 23 апреля, Сенат должен одобрить три законопроекта, которые тремя днями ранее одобрила Палата представителей, – о помощи на 95 млрд долл. для Украины, Израиля и Тайваня. Если не случится непредвиденного, необходимые голоса будут набраны легко. Все-таки в верхней палате доминируют однопартийцы президента. Самое трудное препятствие Белый дом преодолел в субботу, 20 апреля. Палата представителей, где большинство у республиканцев, собравшись в выходные (что бывает редко), без долгих дискуссий одобрила три законопроекта. Охотнее всего была поддержана помощь Израилю. Соответствующий законопроект набрал 366 голосов против 58. «За» помощь Украине высказались 311 законодателей. Фракция демократов поддержала законопроект почти в полном составе – 210 голосов, трое конгрессменов не присутствовали. Республиканцы единства не проявили. Из их фракции 101 проголосовал «за», 112 выступили против, один воздержался, четверо не пришли.
Принятое решение часть конгрессменов встретила аплодисментами. Противники законопроектов, не сумевшие оттянуть голосование на один день (с понедельника Палата представителей уходит на каникулы), дали волю эмоциям. Конгрессмен Марджори Тейлор Грин назвала заседание моментом предательства и призвала коллег, поддержавших помощь Украине, уйти в отставку и записаться в украинскую армию. Ее гнев направлен главным образом против одного однопартийца.
Ведь именно республиканец спикер Палаты представителей Майк Джонсон подготовил эти три законопроекта. Грин, по ее словам, ожидала, что его предложения будут отличаться от аналогичного пакета, предложенного Сенатом и не поддержанного Палатой представителей. Но отличия оказались минимальны.
Законопроект о помощи Украине предусматривает выделение 60,8 млрд долл. – столько же, сколько просил Белый дом. Из этой суммы большая часть останется в Америке. 23,2 млрд пойдет на пополнение арсеналов Пентагона: закупку вооружений вместо тех, что передаются Украине. Еще 11,3 млрд долл. будет потрачено, как сказано в законопроекте, «на текущие военные операции в регионе». Из этой суммы, видимо, будет финансироваться в том числе подготовка украинских военных американскими инструкторами. На вооружения, предоставляемые собственно Украине, пойдет сравнительно немного: 13,8 млрд плюс 26 млн – на надзор за использованием помощи.
Для сравнения: на закупку вооружений Израилю, согласно законопроекту, выделяется 8,7 млрд. Из них большая часть уйдет на системы противоракетной обороны – «Железный купол», «Железный луч», «Праща Давида». Всего в израильском законопроекте прописаны траты 26,4 млрд. Причем самая большая статья расходов (9,2 млрд) приходится на гуманитарную помощь и строительство жилья для пострадавших мирных жителей, читай – для сектора Газа. Таким образом, пожелания левого крыла Демократической партии, выступающего с пропалестинских позиций, в документе учтены.
В ответ на вопрос журналистов, когда Киеву начнут поступать оружие и боеприпасы, пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сказала, что это произойдет сразу после подписания законопроектов президентом. То есть уже на следующей неделе. В числе прочего Украина получит ракеты ATACMS с большой дальностью поражения – то, что американцы прежде давали весьма неохотно, опасаясь, что украинцы применят это оружие для ударов по объектам в глубине территории России.
Принципиальное отличие законопроектов Джонсона от сенатского пакета – в том, что там учтено пожелание Трампа: помощь дана Киеву взаймы, по крайней мере частично. Украина получит прямую финансовую поддержку в виде кредита в размере 7,85 млрд. Возможности списать его ограничены: президент США это может сделать только после ноябрьских выборов. Если на них победит Трамп, вряд ли он пойдет на этот подарок, если, конечно, не хочет поссориться с частью своих однопартийцев – республиканцев. Впрочем, он уже сделал для Украины много. Законопроекты Джонсона стали следствием отмашки Трампа, чьим твердым сторонником является спикер. Что именно стало решающим мотивом экс-президента, не ясно: каких-либо объяснений он не дал. Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в комментарии «НГ» не исключил вариант, при котором Джонсон ведет свою игру и так или иначе обманул Трампа. Все-таки ставки в украинском конфликте высоки: поражение в нем, как считают многие в правящих кругах в США, может повлечь по принципу домино проигрыш на Ближнем Востоке и «сдачу» Тайваня.
Возможно, ревизии американской победы в холодной войне искренне не хочет сам Трамп. Может быть, он ориентируется на избирателей. Большинство по крайней мере из не определившихся с тем, кому отдать голос в ноябре, выступает за помощь Украине. В любом случае Трамп постарался минимизировать трату денег американских налогоплательщиков. Показательно, что в субботу же Палата представителей приняла законопроект, предусматривающий возможность конфискации арестованных активов российских физических и юридических лиц с последующей передачей вырученных средств Украине. Документ был одобрен почти с таким же большинством, как помощь Израилю – 360 голосов «за», 58 – «против».