Иранцы подозревают, что это сирийцы навели израильтян на цели в консульстве в Дамаске. Фото Reuters
Иран подозревает правительство Сирии в готовности пойти на потенциальную сделку с Западом, утверждает саудовское издание «Аш-Шарк аль-Аусат» со ссылкой на свои источники. По предположениям Тегерана, именно для этого президентский дворец в Дамаске занял относительно умеренную позицию по конфликту в секторе Газа, пытаясь не допустить вовлечения своих сторонников в боевые действия против Израиля. Признаки того, что между Ираном и Сирией назревает разлад, появились после израильского удара по консульству Исламской Республики, в результате которого погибли высокопоставленные офицеры.
Война в секторе Газа негативно отразилась на ирано-сирийских отношениях, утверждают источники «Аш-Шарк аль-Аусат». По их словам, Тегеран подозревает, что его шиитский союзник специально занял нейтральную позицию по конфликту между Израилем и ХАМАС, чтобы выторговать у западных стран лояльное отношение к себе. С начала военной кампании в палестинском анклаве президент Башар Асад старался предотвратить превращение Арабской Республики в еще одну арену войны против еврейского государства. Как сообщали ранее источники портала Axios, именно об этом его просил как минимум один аравийский игрок, с которым Сирия восстановила дипломатические отношения, – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
По данным «Аш-Шарк аль-Аусат», на этом фоне Тегеран начал выстраивать планы по сокращению каналов помощи союзнику и эвакуации членов Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) из традиционных точек присутствия в Сирии. Перенести их локальную штаб-квартиру из окрестностей Дамаска решено в районы, которые находятся по соседству с Ливаном. Поводом стали подозрения, что Асад не заинтересован в обеспечении безопасности иранских офицеров. То, что Исламская Республика вывела часть бойцов КСИР из некоторых районов Сирии, подтверждали и израильские издания. Так, по их информации, в южных провинциях Арабской Республики произошло замещение иранских офицеров на боевиков сирийского ответвления «Хезболлы».
Отдельно израильское издание «Едиот ахронот» сообщало, что Тегеран был не на шутку возмущен тем, что сирийская сторона допустила месяцем ранее израильский удар по иранскому консульству, в результате которого были убиты высокопоставленные офицеры КСИР. Согласно этим данным, Исламская Республика до сих пор расследует обстоятельства этого инцидента в сфере безопасности, предполагая, что именно сирийские официальные лица передали израильтянам сведения о графике встреч в дипмиссии, чтобы командование ЦАХАЛ смогло определить время, когда нужно провести операцию. Ряд арабских изданий обращает внимание на то, что именно этот удар, происшедший 1 апреля, наметил контуры раскола в отношениях двух союзников.
То, что представителям КСИР угрожает опасность в Дамаске, теперь дают понять и в вооруженной оппозиции. В арабском сегменте социальных сетей широкое распространение получил недавно видеоролик, на котором запечатлена неизвестная группировка, которая объявила о создании «отряда специального назначения» для борьбы с Ираном, «Хезболлой» и сирийскими войсками. Ее члены отметили, что зона их ответственности простирается на Дамаск и его окрестности. Боевики, выступавшие на видео, в то же время пояснили, что они представляют «контрразведку» внутри Свободной сирийской армии – коалиции враждебных Асаду группировок, находящейся в сильной зависимости от турецкой финансовой и военной помощи.
«Иранцы больше не скрывают своего крайнего недовольства участием высокопоставленных сирийских чиновников в недавних израильских ударах по иранским объектам и лидерам, находившимся на сирийской территории, – пишет в своей колонке для издания «Аль-Кудс аль Араби» политолог Фейсал аль-Касим. – Ряд иранских новостных агентств недавно опубликовал сообщения, подтверждающие, что Иран расследует этот вопрос, чтобы убедиться: именно сирийские власти передают израильтянам координаты для ударов по некоторым иранским фигурам». Если бы этих утечек не происходило, то Израилю попросту не удалось бы провести разрушительный рейд 1 апреля против иранского консульства, считает аль-Касим.
«Дамаск полностью дистанцировался от войны в Газе, запретил любые демонстрации в поддержку палестинцев и блокировал любые военные передвижения со своей территории в поддержку ХАМАС», – обращает внимание политолог. Впрочем, аль-Касим допускает, что такой условный нейтралитет «может быть просто расчетливой игрой» или «тактическим маневром» для умиротворения арабских государств, заморозивших процесс региональной легитимизации Дамаска из-за его неспособности бороться с наркотрафиком. По его словам, Асад хочет выглядеть так, будто он принимает в расчет голоса в арабском мире, требующие от него дистанцироваться от Ирана. Но взамен Дамаску хотелось бы увеличить каналы международной помощи, считает эксперт.