Председатель Лейбористской партии Кир Стармер протянул руку всем, кто выступает за наращивание военной мощи страны. Кадр из видео с канала Кира Стармера на YouTube
Одними из ключевых в ходе кампании по выборам парламента в Великобритании стали вопросы безопасности государства. Лейбористы решили ответить консерваторам, предложившим вернуть обязательную воинскую повинность. Их лидер Кир Стармер провел 3 июня пресс-конференцию, где рассказал о партийной программе в сфере обороны. Оказалось, что его партия, пользующаяся репутацией левой и даже крайне левой политической силы, выступает за всемерное укрепление британской военной мощи. Стармер даже заявил, что страна должна быть готова применить ядерное оружие, если в этом возникнет необходимость.
Предвыборная кампания в Великобритании вступает в свой решающий этап. Досрочные выборы, инициированные главой Консервативной партии и премьер-министром Риши Сунаком, состоятся 4 июля. По опросам, с большим отрывом лидируют лейбористы. Тори вынуждены предпринимать отчаянные меры и идти на нетривиальные ходы. Так, Сунак недавно предложил вернуть службу по призыву, видимо, ожидая, что это привлечет голоса правых избирателей и одновременно поставит левых в положение оправдывающихся. Их критику данной инициативы (а с ней левые, по идее, должны выступать) тори могут выставить непатриотичной и не отвечающей реалиям противостояния с РФ. Однако в оппозиции не дремлют и быстро подстраиваются под обстоятельства.
Стармер заявил, что главная оппозиционная партия Великобритании является «не протестной, а той, которая способна укрепить национальную оборону». Видимо, глава лейбористов собирается окончательно избавиться от крайне левой риторики, к которой был склонен бывший лидер партии Джереми Корбин.
«Национальная безопасность всегда будет на первом месте в новой Лейбористской партии, которую я возглавляю. Обеспечение безопасности – основа стабильности, которой британский народ справедливо ожидает от своего правительства», – сказал он.
Более того, глава лейбористов заговорил на ту тему, о которой Сунак не дерзнул даже упоминать. «Что касается ядерного сдерживания – оно фундаментально, это жизненно важная часть нашей обороны. Конечно, это означает, что мы должны быть готовы его использовать», – сказал Стармер, добавив, что ядерное оружие можно применять только в особых обстоятельствах. На уточняющий вопрос, какими могут быть эти обстоятельства, он ответил, что определять их сейчас «было бы безответственно».
Тут опять-таки видна полемика с Корбином. Тот высказывался за отказ от ядерного оружия и даже за выход из НАТО. По-видимому, пресс-конференция Стармера является для партии рубежной. Она знаменует окончательный разрыв с наследием Корбина. Социалист по убеждениям, он покинул пост главы партии в 2020 году. Его преемником стал Стармер, с 2008 по 2013 год являвшийся генеральным прокурором. Стармер уже максимально дистанцировался от взглядов Корбина. Он даже намеренно публично извинился за якобы имевшийся антисемитизм в партии. Корбин, в отличие от убежденного сторонника Израиля Стармера, не скрывает своих пропалестинских симпатий.
Среди левой прессы даже высказываются предположения, что глава лейбористов не просто решил порвать с идеями предшественника, но и затеял чистку кадров. The Guardian обратила внимание на то, что в лондонском районе Хакни было решено не выдвигать Дайан Эббот. Этот ультралевый политик заседала в парламенте без малого 37 лет. Эббот была первой чернокожей женщиной в Палате общин: одно это делает ее легендой для части избирателей партии. По опросам, она могла бы наверняка переизбраться снова, если бы не решение партии, а если быть точным, Стармера, отправить ее на отдых. На неудобные вопросы о судьбе партийного ветерана лидер лейбористов предпочитает не отвечать. Сама же Эббот заявила, что в своих объяснениях лидер оппозиции «врет».
Есть чистка или нет, ясно, что с момента победы на внутрипартийных выборах в 2020 году Стармер отдает предпочтение центристским идеям. Забрать умеренного избирателя у тори – это во многом стратегия главы лейбористов, которая в условиях серьезного электорального преимущества, достигающего 20%, может дать свои плоды.
Сунак пытался объяснить избирателям, что лишь партия тори может дать британцам ощущение безопасности. Но Стармер латает все имеющиеся дыры в повестке и теперь утверждает, что в оборонной сфере лейбористы хуже не будут. Он пытается внушить электорату, что лейбористы – это не партия маргиналов, способных только критиковать тори за скандалы и неудачи, а системная сила, действительно готовая взять власть в свои руки.
Вряд ли лидер лейбористов окажется таким же пламенным врагом Кремля, как Борис Джонсон. Но если он станет премьер-министром, то, конечно, продолжит жесткую линию в отношении РФ. Избрать ее Стармера заставит сама политическая конъюнктура и ожидания британцев. Сколько-нибудь влиятельных политиков, выступающих против поддержки Украины в ее конфликте с Россией, в Великобритании сейчас просто нет.