По окончании дебатов Байден не смог сойти со сцены без помощи своей жены Джилл. Фото Reuters
Неудача президента США Джозефа Байдена на дебатах с Дональдом Трампом побуждает его Демократическую партию задуматься о смене кандидата на ноябрьских президентских выборах. Это сложно с процедурной точки зрения и рискованно политически. Очевидных кандидатов на замену Байдену у партии нет. Но очень возможно, что демократам все же придется рискнуть.
«Полный провал», «катастрофа» – в таких выражениях оценивает американская пресса выступление Байдена на дебатах с Трампом, которые прошли 27 июня в студии СNN в Атланте. 81-летний президент США подтвердил худшие опасения на свой счет. Вместо некогда славящегося своим умением полемизировать политика зрителям предстал старый, явно не очень здоровый человек, который тусклым, хриплым голосом пытался произнести заученный текст, что ему удавалось не всегда. На протяжении дебатов Байден допустил множество ляпов: «записал» Белоруссию в НАТО, вместо «я защитил Medicare» (имеется в виду программа медицинского страхования) сказал «я победил Medicare» и т.д. И это притом что формат дебатов на дружественном демократам телеканале CNN был максимально подстроен под президента. Были предусмотрены два перерыва, микрофон выключался на время выступления оппонента, в зале отсутствовала публика – значит, у Трампа и его сторонников не было возможности перебить Байдена. Наконец, журналисты CNN постарались избегать неудобных для президента тем. Ведущие дебатов спрашивали Трампа и Байдена об экологии, Украине, состоянии экономики, но не о выводе войск из Афганистана и миграции. Тем не менее о том и другом Трамп все-таки говорил, причем постоянно. На дебатах он предстал в привычном образе напористого популиста, больше обвиняющего, чем предлагающего.
Но на фоне Байдена эта чрезмерная живость 78-летнего Трампа не отпугивала, а наоборот, привлекала. По опросу CNN после дебатов, 67% зрителей отдали победу Трампу и лишь 33% Байдену. Редкие дебаты в США заканчиваются с таким перевесом.
На следующий день – небывалое дело! – газета The New York Times вышла с передовицей, в которой президента умоляют снять свою кандидатуру. «Самая большая услуга, которую Байден может сейчас оказать обществу, – это объявить, что он не будет бороться за переизбрание», – говорится в статье. Намерение президента участвовать в выборах газета называет «безрассудной авантюрой», упоминая при этом неких демократов, которые «лучше справятся» с Трампом.
Обращение к президенту, а не к его партии не случайно. Байден уже выиграл праймериз – то есть заручился достаточным количеством голосов делегатов партийного съезда, который пройдет 19–22 августа в Чикаго. Съезд теперь обязан объявить его официальным кандидатом в президенты. Этого не будет, только если Байден сам откажется от борьбы. Но уже в пятницу, 28 июня, он заявил, что этого не сделает. «Я понимаю беспокойство по поводу дебатов. Я понимаю. У меня был не самый удачный вечер», – сказал Байден на мероприятии по сбору средств на предвыборную кампанию, добавив при этом, что все равно будет баллотироваться, так как уверен, что сможет победить. В этих условиях возрастает роль близких главе государства людей – друга и советника президента 85-летнего Теда Кауфмана, сестры президента Валери, и особенно его жены Джилл. Они, как предполагают в прессе, могут повлиять на решение Байдена.
Многие демократы хотели бы возвращения Барака и Мишель Обамы в Белый дом, но это маловероятно. Фото Reuters |
Праймериз были выстроены так, чтобы он и не появился. Популярные политики-демократы в них не участвовали. От ставки на Байдена партийный истеблишмент не отвратил даже тревожный «звоночек» в виде доклада спецпрокурора Роберта Хура (см. «НГ» от 13.02.24). Он допросил президента в рамках расследования по делу о нарушении правил хранения секретных документов и пришел к выводу, что тот не вполне отвечает за свои действия. Оказалось, Байден не может припомнить, когда был вице-президентом и дату смерти своего сына. Это могло бы стать основанием для решения партии снять его с предвыборной гонки. Но стало только аргументом в риторике Трампа.
В результате выбор кандидатов на замену Байдену у демократов небогат. Первая в этом списке – конечно, вице-президент Камала Харрис. Ей по должности полагается заменить Байдена. При этом и минус Харрис как кандидата очевиден: она непопулярна. С ней ассоциируется провал планов Белого дома по решению миграционного кризиса. Харрис поручили справиться с наплывом мигрантов через южную границу в надежде, что это поможет поднять ее рейтинг и избавиться от имиджа политика, которого взяли «вторым номером» в команду Байдена исключительно из-за пола и цвета кожи. Она с задачей не справилась, о чем Трамп не устает напоминать.
Демократов чрезвычайно соблазняет вариант с возвращением к власти довольно популярного Барака Обамы. Сам он баллотироваться не может: планы изменить Конституцию, позволив президенту идти на третий срок, давно отвергнуты. Это и сложно, и уже поздно. За полгода добиться согласия всех штатов и Конгресса невозможно. Значит, остается ставка на бывшую первую леди, Мишель Обаму. Она тоже популярна и, как надеются ее сторонники, продолжит курс мужа. Проблема в том, что у нее нет собственного достаточного опыта в политике. Мишель это осознает и поэтому от участия в выборах отказывается.
Зато опыта в госуправлении хоть отбавляй у губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома. Он управляет штатом, этим оплотом демократов, с 2019 года. 56-летний Ньюсом не особенно скрывает, что нацелился на президентство, но только на выборах 2028 года. Пока же он пытается отбиться от обвинений, связанных с периодом его пребывания на посту мэра Сан-Франциско. Город сейчас не в лучшем состоянии, и это, как считают критики Ньюсома, его личная «заслуга».
Прочие возможные кандидаты, называющиеся в прессе, – министр транспорта Пит Буттеджадж, губернатор Пенсильвании Джошуа Шапиро, губернатор Мичигана Гретхен Уитмер – так же наряду с достоинствами имеют и недостатки, которые можно нивелировать наверняка только в течение продолжительной избирательной кампании. Буттеджаджу, например, придется убедить избирателей, что открытый гей во главе страны – это не перебор. Еврею Шапиро надо будет найти общий язык с поддерживающим Палестину левым крылом партии. Уитмер потребуется дать объяснения за действия в пандемию. и прояснить отношение к движению Black Lives Matter («Жизни черных имеют значение»): она сначала его критиковала, потом поддержала. Словом, нужно время, которого может не хватить.
Кроме того, процедура выборов кандидата на этой стадии кампании законодательно не четко прописана. Новые праймериз проводить поздно. Значит, кандидата должны избрать на съезде. А это при отсутствии явного фаворита чревато долгим голосованием, которое вполне может завершиться тем, что ни один кандидат большинства не наберет. Есть другой вариант: съезд проголосует за Байдена, он потом снимает свою кандидатуру. Тогда нового кандидата выберет руководящий орган партии – Национальный комитет. Так будет быстрее, но легитимность нового представителя партии, избранного без учета мнения представителей регионов, могут поставить под вопрос. А ведь решать, чьи фамилии будут в бюллетенях для голосований, должны власти штатов.
Между тем велика вероятность, что если Байдена не снимут, то он оконфузится вновь. Второй раунд дебатов предстоит 10 сентября. Он может стать еще более необычным. Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев предположил, что дебаты пройдут с участием третьего кандидата, независимого Роберта Кеннеди-младшего. Байдену придется отбиваться сразу от двоих, что, учитывая первые дебаты, у него вряд ли выйдет. Неопределенность в ход избирательной кампании вносит и Трамп. В Нью-Йорке ему будет оглашен приговор 11 июля (напомним, он признан виновным в финансовых махинациях), за несколько дней до съезда Республиканской партии. Не исключено, что до ноябрьских выборов будут новые приговоры по его делам. Если Трамп окажется за решеткой, то и его рейтинг снизится так, что он проиграет любому представителю демократов, и вести кампанию не сможет. Тогда республиканцам придется задуматься о смене и своего кандидата. А это тоже сложно: в отличие от Байдена Трамп еще не назвал даже своего кандидата в вице-президенты.