0
3055
Газета В мире Интернет-версия

01.07.2024 19:58:00

ШОС стала орудием влияния Пекина в Центральной Азии

Китай опасается, что сепаратистские движения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР могут найти поддержку в странах региона

Тэги: казахстан, саммит шос, си цзиньпин, сепаратизм, уйгуры, центральная азия


казахстан, саммит шос, си цзиньпин, сепаратизм, уйгуры, центральная азия Председатель КНР Си Цзиньпин не пропустил ни одного саммита ШОС с 2013 года. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин посетит Казахстан, где примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 4 июля, а затем направится в Таджикистан. Это, как подчеркивают китайские СМИ, служит сигналом бывшим советским республикам, что они могут положиться на Китай. В то же время роль РФ, занятой СВО в Украине, в регионе падает. Как Пекин и Москва решают эту проблему, может проясниться после встречи Си с президентом РФ Владимиром Путиным в Астане.

Как пишет Global Times, голос Пекина для заграницы, присутствие Си на саммите ШОС взбодрит страны Центральной Азии, побудит их осознать, что с Китаем их связывает общая судьба. Однако на пути к этой цели есть препоны в лице трех зол – сепаратизма, экстремизма и терроризма. Подорвать совместные действия центральноазиатских стран и КНР стараются США и их союзники, которые сулят молодым государствам займы и инвестиции.

Как передало агентство «Синьхуа», за последние 10 лет Си не пропустил ни одного саммита ШОС, в том числе в формате видеоконференций в период пандемии. «Три силы зла», наркотрафик и транснациональная организованная преступность представляют серьезную угрозу для региональной безопасности и стабильности», – заявил Си Цзиньпин на своем первом саммите ШОС в столице Киргизии в 2013 году.

ШОС создали в первую очередь из соображений безопасности. Ее предшественница, «Шанхайская пятерка», была сформирована для урегулирования вопросов безопасности границ после окончания холодной войны. Терроризм, сепаратизм и экстремизм, известные как «три силы зла», десятилетиями нависали над Центральной Азией, становясь все более опасными после распада Советского Союза, вторжения США в Афганистан и арабской весны.

Когда Си Цзиньпин дебютировал на сцене ШОС, ситуация с безопасностью в регионе была весьма сложной. Подъем «Исламского государства» (запрещено в России) в Ираке и Сирии привел к проникновению террористических и экстремистских элементов в Центральную Азию, что делало все более насущным для Китая и его партнеров по ШОС создание прочных связей в области безопасности.

Но примет ли ШОС конкретные шаги для предотвращения терактов или ограничится мало что значащей декларацией? Хозяин саммита президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем заявлении сосредоточился на том, что ШОС должна расширять контакты с другими крупными международными структурами, не конкретизировав, с какими именно. Может быть, и с НАТО тоже? Поначалу в ШОС входили Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Потом в организацию вступили Индия, Пакистан и Иран.

Саммит ШОС в Астане, безусловно, станет крупным международным событием. Но он заставит комментаторов напрячь мозги. Одна из загадок – о чем могут договориться во время предстоящей беседы Путин и Си Цзиньпин? Пойдет ли речь об Украине и реальном взаимодействии двух держав в Центральной Азии?

Вашингтон однозначно рассматривает ШОС как средство, используемое Китаем для проецирования мощи за пределами своих границ. Об этом прямо сказано на сайте американского правительства по отношениям с КНР. Самым вещественным подтверждением тому служат военные учения совместно с рядом азиатских партнеров. В частности, такие учения проводились с Таджикистаном, Пекин и Душанбе даже устраивали совместное патрулирование границы. Коммунистическая партия Китая особенно боялась, как бы сепаратистские движения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР не нашли поддержку в странах Центральной Азии.

В таком же ключе комментирует саммит Энрике Коломбато, выступающий от имени неправительственной организации, действующей в Европе. Во-первых, говорит он, в ШОС входят самые большие незападные страны. Проблема в том, что у них совершенно различные национальные интересы. Это относится и к Китаю, и к России. С другой стороны, лидеров обеих держав объединяет обязательство сделать центром политического притяжения не НАТО, а Азиатский регион. ШОС стала зонтом, под которым этот проект обсуждается и выполняется.

Но участники организации, хотя и недовольны, как с ними обращается Запад, не хотят все же превращаться в сателлитов Китая или России. События в Украине лишь усилили тягу центральноазиатских государств к реальной независимости. Никто из них не желает поддерживать Россию по Украине. Точно так же у них не вызывает ничего, кроме тревоги, возможность военной акции КНР по Тайваню. Вот почему не стоит ожидать реальных шагов ШОС в сфере безопасности. Все ограничится громкими заявлениями, предсказывает Коломбато.

В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Китай опасается террористической угрозы со стороны стран – соседей Афганистана. Естественно, он хочет взаимодействовать с ними в этой области. Но он увеличивает и экономическое сотрудничество с ними. Молодые государства этому рады. Они льнут к Китаю, поскольку Россия вовлечена в конфликт в Украине и не имеет достаточных ресурсов, чтобы подкрепить свои позиции в регионе».

Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО РАН, указал на то, что политика КНР последовательная. Ведь еще в прошлом году в городе Сиань прошел саммит Китая и стран Центральной Азии, где было сказано, что Китай и эти государства объединяет общая судьба. Причем заинтересованность Пекина в этом регионе увеличилась, поскольку европейцы развалили формат 16+1, предусматривающий взаимодействие Китая с Восточной и Центральной Европой. Поэтому Китай будет продвигать свою повестку дня в регионе. Что касается военной составляющей, то это неправильная формулировка. Речь идет о взаимодействии полицейских подразделений».

По мнению эксперта, версия о разногласиях между Россией и Китаем несостоятельна. «Нет никаких причин для соперничества двух стран. Увеличение китайского присутствия в экономике и образовании совершенно не бьет по интересам России. Москве следует только создавать больше своих учебных центров в регионе», – заключил Ломанов. 


Читайте также


Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
678
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
7693
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин продолжает борьбу с коррупцией в партии под лозунгом: «Бить мух и тигров»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 23.12.24

0
18067
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
23082

Другие новости