0
1926
Газета В мире Интернет-версия

03.07.2024 19:54:00

"Национальному объединению" под силу расколоть Францию

Левые и "макронисты" сняли кандидатов в пользу друг друга, чтобы помешать ультраправым

Тэги: франция, национальное собрание, выборы, политические силы, макрон, марин ле пен


франция, национальное собрание, выборы, политические силы, макрон, марин ле пен Марин Ле Пен уже видит себя следующим президентом Франции. Фото Reuters

Седьмого июля определится состав Национального собрания (нижней палаты парламента Франции), в котором на большинство впервые претендует крайне правая партия «Национальное объединение» (НО). Чтобы помешать сторонникам Марин Ле Пен получить абсолютное большинство (289 мест) и право сформировать правительство, более 200 кандидатов, прошедших во второй тур, снялись с выборов в своих одномандатных округах. Таким образом союзники президента Эмманюэля Макрона и представители левых сил пытаются предотвратить в стране острый политический кризис.

По итогам первого тура досрочных парламентских выборов во Франции, который состоялся 30 июня, убедительную победу (более 33% голосов) одержало ультраправое НО, неформальным лидером которого является Марин Ле Пен. Выборы уже выиграли 39 представителей этой партии, включая саму Ле Пен, а в большинстве округов, где состоится второй тур, они являются лидерами гонки. Это делает вполне реализуемым сценарий, по которому ультраправые получат если не абсолютное, то простое большинство в Национальном собрании и смогут сформировать правительство.

Их главные противники – наспех сколоченный блок левых партий «Новый народный фронт» (28%) и коалиция президента Макрона «Вместе!» (20%) – перед вторым туром пытаются сделать все возможное, чтобы уменьшить шансы НО на победу 7 июля. Их основным оружием в этой битве стало снятие собственных кандидатов с выборов.

Макрон и руководители левых сил призвали отказаться от участия во втором туре тех, кто занял третье место, чтобы все голоса перешли к противникам НО. Как стало известно в среду, в общей сложности из дальнейшей борьбы выбыл 221 кандидат. Снялись с выборов 130 левых политиков и 82 кандидата из лагеря союзников президента. Среди них – почти 50 кандидатов от крайне левой «Непокоренной Франции», около 30 социалистов, более 20 кандидатов зеленых, 16 коммунистов, а также 56 кандидатов от президентской партии «Возрождение» и более 20 ее союзников-центристов.

Таким образом «Новый народный фронт» помогает, например, бывшему премьер-министру Элизабет Борн, при которой была принята крайне непопулярная пенсионная реформа, одержать победу в избирательном округе в Кальвадосе. Она набрала лишь 28,9% голосов, уступив кандидату от НО (36,2%). Тем не менее Борн имеет шансы на победу во втором туре, так как крайне левый Ноэ Гошар из «Нового народного фронта» снял свою кандидатуру в ее пользу. В свою очередь, представительница коалиции Макрона, набравшая 24%, отказалась от участия во втором туре, чтобы помочь левому радикалу Франсуа Рюффену (33,9%) победить кандидата от НО Натали Рибейро Билле (40,7%) в Амьене.

Председатель НО Жордан Барделла, питающий надежду стать премьер-министром, осудил договоренности «макронистов» с левыми. 28-летний политик назвал это «позорным союзом» партий, которые вплоть до сегодняшнего дня «были готовы вцепиться друг другу в горло».

С ним не согласен действующий премьер Габриэль Атталь. «Снятия кандидатур свидетельствуют, что мы можем избежать абсолютного большинства для ультраправых», – сказал он в среду. Другое дело, поддержат ли избиратели эти усилия. Ведь сторонники центристских сил могут отказать в поддержке леворадикалам. Тогда как многие левые избиратели настолько разочарованы Макроном, что не захотят поощрять кого-то из его лагеря.

Как пояснила «НГ» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Марина Клинова, Ле Пен удалось «разбудить» дремлющий электорат, повысить до рекордной (66,7%) с 1997 года явку в первом туре, объединить представителей крайне правых сил на выборах. Если проследить процент голосов, поданных за «Национальное объединение» (до 2018 года – «Национальный фронт»), то получается впечатляющий рост: с 9,7% в 1986 году до 14,9% – в 1997-м. Затем, правда, наблюдалась стагнация в 2012 и 2017 годах – 13,6% и 13,2% соответственно. И опять взлет в 2022 году до 18,7% и на нынешних выборах – свыше 33%. Таким образом, НО может утроить представительство в Национальном собрании.

«Основная причина, которая подвигла такое количество французов отдать голоса за ранее нерукопожатных ультраправых, – проблемы, создаваемые мигрантами и их потомками, родившимися уже на территории Франции. Это крайне болезненная миграционная проблема в целом, вышедшая из-под контроля властей, – отметила эксперт. – Хотя нельзя сбрасывать со счетов и недовольство такими важными, но тяжелыми для населения социально-экономическими реформами, как пенсионная и трудового законодательства, а также ростом цен, неравенства и т.д.».

По данным Национальной консультативной комиссии по правам человека, электорат крайне правых отличается по целому ряду позиций, связанных с проблемой миграции. Так, 83% из них считают иммигрантов основным фактором, снижающим безопасность (против 43% по стране). 93% уверены, что беженцы едут во Францию, чтобы воспользоваться социальными благами (60%). 94% убеждены, что иммигрантов чересчур много (55%). А 53,5% открыто определяют себя как «расисты или скорее расисты» (19% по стране).

По словам Клиновой, заметно увеличилось число голосующих за НО пенсионеров. Согласно оценкам Национального центра научных исследований, их уже около 30%. Расширился состав поддерживающих крайне правых и за счет французов с более высоким уровнем образования, а не только рабочих, сельских жителей и населения малых городов.

Если французы во втором туре поддержат НО и оно сможет контролировать Национальное собрание, Макрону придется предоставить Барделле право сформировать правительство. И тогда, как предрекают СМИ, начнется напряженный период «сожительства» двух антиподов. А Франция погрузится в самый острый политический кризис за много десятилетий.

Согласно Конституции, власть перейдет от президента к кабинету премьер-министра, так как именно «правительство определяет и проводит политику нации». Макрон попытается сохранить полномочия в сфере внешней политики и обороны, которые оставались прерогативой Елисейского дворца. Хотя такой вариант основан на прецеденте предыдущих случаев «сожительства», а в Конституции напрямую не прописан.

Что касается Ле Пен, то она не планирует стать членом нового правительства. У нее более амбициозные планы – баллотироваться в президенты. Политик рассказала журналистам, что надеется на «скорые» президентские выборы. Если Макрон решит уйти в отставку, «мы с большим энтузиазмом вступим в эту президентскую битву», – с энтузиазмом заявила Ле Пен. 


Читайте также


Британия готовится к концу эпохи тори

Британия готовится к концу эпохи тори

Данила Моисеев

После 14-летнего доминирования консерваторов власть скорее всего перейдет к лейбористам

0
1454
Венесуэла вновь хочет договориться с США

Венесуэла вновь хочет договориться с США

Дмитрий Морозов

Зачем Мадуро затеял очередной политический маневр

0
1695
Для выборов достаточно простой арифметики

Для выборов достаточно простой арифметики

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Губернаторы просчитали сроки кампаний и состав участников

0
1693
Новый Болгарский патриарх в душе с Москвой, а на людях – с Константинополем

Новый Болгарский патриарх в душе с Москвой, а на людях – с Константинополем

Милена Фаустова

Синод в Софии пришел к политическому компромиссу

0
2805

Другие новости