Министерство обороны Афганистана только с виду неприступно – инфильтрация агентов джихадистских группировок в него уже произошла. Фото Reuters
Афганский филиал «Исламского государства» (группировка признана в России террористической и запрещена) расшатывает кабульский режим изнутри. Об этом говорится в докладе мониторинговой группы ООН. Представленный отчет фиксирует успешные попытки «Вилаята Хорасан» (ВХ) (группировка признана в России террористической и запрещена) продвинуть «своих» людей на места в афганском военном ведомстве и разведке.
В докладе группы ООН по санкционному мониторингу отмечается, что Афганистан останется источником нестабильности. Основная причина – в меняющейся тактике джихадистских группировок, конкурирующих за власть с движением «Талибан» (ДТ) (группировка признана в России террористической и запрещена).
Разведданные, которыми государства – члены ООН поделились с мониторинговой группой, указывают на то, что «хорасанский проект» внедрил своих агентов в МВД и Министерство обороны Афганистана. Инфильтрация зафиксирована и по итогам кадровых назначений в Главном управлении разведки талибов. Существуют предположения, что таким образом приверженцы «халифата» пытаются замаскировать свое присутствие на афганской арене.
Отдельно авторы доклада подчеркивают, что ВХ, обладающий боевым активом от 2 тыс. до 3,5 тыс. человек, пытается внедрить агентов влияния и в другие джихадистские группировки. В то же время темпы рекрутинга среди национальных общин Афганистана значительно увеличились. «Группировка нарастила позиции в северных регионах Афганистана, увеличивая вербовку среди таджикских и узбекских общин и накапливая оружие, а также взрывчатые вещества в далеких горных районах», – говорится в докладе. Страны – члены ООН считают, что верхушка ВХ намерена таким образом не только сформировать свое территориальное ядро, но и посягнуть на земли находящихся по соседству центральноазиатских государств, где «халифат» уже развернул активную пропаганду.
Масштаб экспансионистских амбиций ВХ демонстрируют полученные ООН разведданные, согласно которым джихадистская группировка сформировала свой оперативный отряд в Иране. По Исламской Республике ВХ успела нанести кровопролитный удар в январе, совершив серию взрывов в Кермане. По оценкам ООН, в состав этих сил входят в основном граждане Таджикистана и Узбекистана, которым уже предъявлялись обвинения в совершении нападений на шиитские святыни, священнослужителей и полицию. При этом есть примерная информация и о численности отряда: в состав может входить до 300 террористов. В ООН предполагают, что иранская ячейка ВХ действует вдоль ирано-пакистанской, ирано-туркменской и ирано-иракской границы.
Фактически доклад ООН дает более жесткую оценку ситуации в сфере безопасности в Афганистане, чем другие профильные платформы, и ставит под сомнение способность ДТ эффективно бороться с угрозами в зоне своей ответственности. О растущем потенциале ВХ говорили и власти США, которые, впрочем, указывали на нехватку разведывательных данных в том, что касается афганской юрисдикции, из-за ухода иностранного контингента в 2021 году. Администрация президента Джозефа Байдена, как отмечали ранее источники канала NBC News, в последнее время всерьез обдумывает идею партнерства с действующим кабульским руководством для нейтрализации поднявшего голову афганского филиала «халифата» (см. «НГ» от 05.07.24).
«Инфильтрация агентов джихадистских группировок, таких как ВХ, в правительственные структуры талибского Афганистана, особенно в силовые ведомства, имеет, безусловно, опасное и двоякое значение, – заявил «НГ» ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт по религиозному терроризму и экстремизму Андрей Яшлавский. – С одной стороны, вполне очевидно, что адепты «хорасанского проекта», внедряясь в те или иные правящие структуры Афганистана, получают доступ к информации, в том числе конфиденциальной, инсайдерской. Как ни банально это звучит, кто владеет информацией, тот правит миром. С этой точки зрения внедрение агентуры в эти ведомства, конечно же, имеет большое значение».
По словам собеседника «НГ», вероятность того, что информация распыляется, создает риски прежде всего для полноценной работы правительственных структур Афганистана.
«С другой стороны, проникновение агентуры джихадистов делает возможным и действия в более активном направлении, – обращает внимание эксперт. – Во всяком случае, на тактическом уровне это создает для работающих в правительственных структурах агентов влияния возможность воздействовать на какие-то процессы, происходящие в стране. Это возможность дополнительного внедрения новых агентов и расстановка «своих» людей по более или менее важным постам». Однако все равно остаются вопросы, насколько полно члены мониторинговой группы ООН представляют себе картину происходящего и насколько оценочными являются их суждения в масштабах представленного явления, делает оговорку Яшлавский.