Исмаил Хания был «витриной» ХАМАС, но последнее слово в секторе Газа – за полевыми командирами. Фото Reuters
Ближний Восток сделал еще один шаг в сторону полномасштабной войны. Поводом стало устранение лидера политбюро ХАМАС Исмаила Хании, совершенное во время его визита в Иран по случаю инаугурации нового президента. Несмотря на то что Израиль отказался авторизовать нападение, ответственность за удар Тегеран и лояльные ему силы возложили на регионального противника, пообещав вывести битву с еврейским государством «на новый уровень». Катарский дипломатический источник заявил «НГ», что смерть Хании фактически похоронила шансы на сделку между Израилем и ХАМАС.
О перспективе широкой региональной эскалации после покушения на территории Ирана заявили в Кремле. «Мы решительно осуждаем эту атаку, которая привела к гибели господина Хании, – подчеркнул пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. – Мы считаем, что подобные действия направлены против попыток установления мира в регионе и, более того, могут существенно дестабилизировать и без того напряженную ситуацию».
Хания был убит в результате ракетного удара. В это время он находился в своей иранской резиденции, отдыхая после участия в инаугурации нового президента Исламской Республики Масуда Пезешкиана. По слухам, в одном здании с главой политбюро ХАМАС был и один из лидеров Палестинского исламского джихада, но он не пострадал. Громкое убийство на иранской земле произошло менее чем через сутки после того, как подтвержденное Израилем нападение на территории Ливана унесло жизнь главы военно-стратегического отдела «Хезболлы» Фуада Шукра.
Устранение Хании стоит особняком в череде последних покушений. Убитый был «внешнеполитической витриной» ХАМАС и считался посредническим звеном в переговорах между правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху и хамасовским вооруженным крылом, заявил «НГ» катарский дипломатический источник. По его словам, смерть Хании уничтожает шансы на заключение сделки об освобождении израильских заложников, захваченных боевиками 7 октября 2023 года. «Это однозначно эскалационный шаг», – заявил собеседник «НГ», комментируя версию о руке Израиля.
Не исключено, что срыв переговорного процесса поднимет вопросы к Нетаньяху, от которого общественность ожидала заключения мирной сделки с Газой на компромиссных условиях. Снижение давления на Газу могло бы дать правительству возможность перераспределить силы и направить их к ливано-израильской границе, где разрастается конфликт с «Хезболлой».
В последнее время политбюро ХАМАС находилось в состоянии шторма. Катар, который долгое время размещал у себя его офис, стал давить на лидеров движения, чтобы те пошли на уступки в переговорах с Израилем. Как итог – члены политического крыла группировки принялись искать себе другую безопасную гавань. По ряду наблюдений, Хания и его соратники пытались договориться о постоянном убежище с властями Ирака, однако часть иракских шиитских формирований, лояльных Ирану, восприняла эту инициативу без особого энтузиазма.
Сейчас правительство Нетаньяху отказывается брать ответственность за устранение Хании. Даже несмотря на то что премьер-министр Израиля в ноябре прошлого года открыто информировал, что разведывательному агентству МОССАД поручено действовать против высшего звена командиров ХАМАС «повсюду, где они находятся».
Министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что его страна «не хочет войны», но «готовится к любому возможному развитию событий». «Необходимо выполнять работу на всех уровнях», – отметил министр, посещая военнослужащих. США уже заверили в своей приверженности защите ближневосточного союзника. «Если Израиль подвергнется нападению, мы, безусловно, поможем защитить Израиль», – отметил глава Пентагона Ллойд Остин.
Теперь Ближний Восток ожидает расширения ирано-израильского конфликта. Корпус стражей исламской революции (КСИР), наиболее влиятельная в Иране военно-политическая организация, пообещал провести крупную операцию возмездия за нарушение суверенитета. «Несомненно, это преступление сионистского режима встретит суровый и болезненный ответ со стороны мощного и обширного фронта сопротивления», – говорится в заявлении КСИР.
Отдельную вину Тегеран возложил на администрацию президента США. Незадолго до покушения на Ханию силы «оси сопротивления» как раз договорились возобновить нападения на американские базы в регионе после небольшой тактической паузы, поэтому военные объекты Пентагона в Сирии и Ираке уже приведены в состояние повышенной боевой готовности. Новый вызов западным интересам в регионе пообещали бросить и йеменские хуситы.
Вспышка насилия, вероятно, ждет непокоренные районы Газы. Вооруженное крыло ХАМАС – «Бригады Изз а-Дин аль-Кассам» – заявило, что убийство Хании в Тегеране представляет собой «критическое событие», которое выводит противостояние с Израилем на «новый уровень» и влечет за собой «серьезные последствия» в региональном разрезе. Политбюро ХАМАС в то же время заявило, что усиление вооруженного сопротивления израильским силам «является единственным вариантом достижения устремлений палестинского народа к полному освобождению».
Если смотреть на ситуацию с позиции Ирана, остается достаточно много вопросов по поводу того, откуда был совершен удар по резиденции главы политбюро ХАМАС. Если это третья страна, как утверждают некоторые арабские издания, то почему у Исламской Республики не сработала система противоракетной обороны? Если местом запуска была собственно иранская территория, то почему принимающая сторона не обеспечила Хании такие меры безопасности, которые полностью исключили бы угрозу со стороны потенциальных диверсионных групп?
«Есть мало сомнений насчет того, что убийство Хании мог осуществить кто-то иной, кроме Израиля, – заявил «НГ» ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт по религиозному терроризму и экстремизму Андрей Яшлавский. – Однако, если говорить о том, что какие-то другие силы могли быть заинтересованы в устранении Хании, я бы обратил внимание на следующие факторы. За последние годы за ним закрепился образ достаточно прагматичного политика. Политика скорее умеренного, по меркам ХАМАС. В то же время надо иметь в виду, что Хания в 2017 году покинул сектор Газа и проводил время вдали от палестинской территории, находясь главным образом в Катаре и разъезжая по ближневосточным столицам».
В секторе Газа место лидера занял Яхья Синвар – человек, который зарекомендовал себя как сторонник жесткой линии, напомнил собеседник «НГ». «Несмотря на то что именно Хания в свое время после обмена заключенными, по итогам которого Синвар оказался на свободе, пригласил его в Газу, можно предположить, что между двумя лидерами существовала межпартийная конкуренция, – рассуждает Яшлавский. – Во всяком случае, многие эксперты давно указывали на то, что именно за Синваром остается последнее слово в принятии важных решений. Можно обратить внимание на то, что Хания был лицом хамасовской дипломатии в попытках добиться сделки о прекращении огня с Израилем». Недавно именно Синвар решил прервать диалог, когда процесс зашел в тупик, и это служит «показательным моментом, кто в доме хозяин», говорит эксперт.
«Частью хамасовских деятелей Хания воспринимался как персонаж чересчур умеренный и, возможно, даже как человек, склонный к излишним уступкам. Впрочем, эти соображения не дают оснований полагать, что кто-то из конкурентов мог быть заинтересован в физическом устранении Хании», – резюмировал собеседник «НГ».