Депутат парламента Турции Намик Тан обвинил Эрдогана в готовности пожертвовать жизнями турецких военных. Фото с сайта www.chp.org.tr
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) могут обеспечить Израилю военное присутствие на Африканском Роге, сообщили оппозиционные Абу-Даби интернет-платформы. По этим данным, ОАЭ рассматривают вариант с предоставлением еврейскому государству доступа к морской базе на побережье непризнанного Сомалиленда. Объект позволит проводить военные операции против хуситского движения «Ансар Аллах», активно поддерживающего сектор Газа. Интерес к восстановлению отношений с бывшим британским протекторатом Израиль демонстрирует давно, но сейчас конкуренция в этом районе обострилась.
О том, что ОАЭ ведут переговоры с властями Сомалиленда о допуске израильтян к военным базам, сообщил портал Emirates Leaks. Издание, которое эмиратские власти не раз обвиняли в получении катарских денег, ссылается на свои диписточники. По их словам, ОАЭ заверили руководство бывшей британской колонии, что правительство Биньямина Нетаньяху готово признать за ней официальный статус. Это откроет путь к налаживанию двусторонних отношений. Как отмечают Emirates Leaks, инициатива по управлению базами в Сомалиленде в тандеме представляет собой элемент широкой стратегии по укреплению влияния в регионе. Тем более что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) нуждается в новых средствах давления на хуситов.
Emirates Leaks не уточняет, какая именно база в Сомалиленде является предметом переговоров, но, вероятно, речь идет о порте Бербера в акватории Аденского залива. Основная инфраструктура объекта была создана советскими специалистами в 1970-х годах. Свою опорную точку в этом месте Эмираты начали формировать в 2017-м, однако два года спустя администрация Сомалиленда заявила о заморозке контракта. Тем не менее в мае этого года частная разведкомпания Grey Dynamics зафиксировала, что аравийское государство вернулось к работам по расширению глубоководного порта и усовершенствованию военного аэродрома. В Grey Dynamics допускали, что уже в этом году ОАЭ могли бы разместить в Бербере свою авиацию.
То, что Израиль интересует восстановление связей с Сомалилендом, заявлял еще в 2010 году дипломат Игаль Палмор, занимавший тогда пост официального представителя МИД. «Израиль был первой страной, признавшей Сомалиленд (в 1960-м, после ухода британцев. – «НГ»), – напоминал Палмор в разговоре с газетой «Гаарец». – Когда государство объединилось с Южным Сомали, мы снова были первыми, кто признал это. Мы всегда хотели отношений с мусульманской страной в Восточной Африке, с которой мы могли бы разделить Красное море». Непризнанная республика, в свою очередь, направляла не менее позитивные сигналы. Сомалиленд был одним из первых, кто признал Авраамовы соглашения – серию сделок об арабо-израильской нормализации.
Однако с начала полномасштабной войны в секторе Газа ситуация на Африканском Роге стремительно обострилась. В феврале этого года соглашение об оборонном и экономическом сотрудничестве с соседним Сомали заключила Турция – страна, открыто угрожающая Израилю войной в отместку за палестинский кризис. Ее сделка с Могадишо, рассчитанная на 10 лет, легализовала присутствие ВМС Турции в сомалийских водах в военных целях. Важный фактор такого сближения – энергетический. Соглашение обеспечило Анкаре право получать до 30% доходов от использования экономической морской зоны африканской страны. Так что уже в сентябре Турция официально начнет разведку залежей углеводородов у берегов Сомали.
Вмешательство турок вызвало недовольство Сомалиленда. Власти непризнанной республики заявили, что «любые односторонние действия внешних субъектов, такие как сообщение о намерении турецких ВМС действовать в морских зонах Сомалиленда, представляют собой серьезное нарушение международного права и суверенных прав Сомалиленда».
Так что есть все основания считать, что приглашение в регион новых ближневосточных игроков является попыткой стимулировать соперничество и создать противовес Анкаре.
Интересно, что не все турецкие политики были рады наращиванию присутствия у берегов Сомали. В ходе парламентских дебатов оппозиционный депутат Намик Тан, который в свое время служил послом в Израиле и США, обвинил президента Реджепа Тайипа Эрдогана в готовности пожертвовать жизнями турецких военных и дислоцировать их «в огненном кольце». «Основной долг наших благородных военных – защищать родину. Мы наблюдаем, как наших солдат втягивают в авантюру без ясного финала ради амбиций некоторых людей или иностранных государств с чисто империалистическими целями и экономическими интересами в Сомали», – заявил законодатель.
Ситуация выглядит тем более зловеще, что Эмираты пока предпочитают не комментировать сомалийские планы Анкары. Источники вашингтонского портала Al-Monitor в турецком истеблишменте замечают, что Абу-Даби даже в рамках дипломатических каналов хранит таинственное молчание по поводу ситуации на Африканском Роге.
Опасностью углубившегося соперничества за красноморские базы может стать снижение внимания к более насущным проблемам. Например, активности джихадистских организаций. В своем недавнем отчете Группа ООН по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями заявила о «физическом росте» сомалийского филиала «Исламского государства» (ИГ, группировка признана в России террористической и запрещена). Мониторинговая структура связала эту тенденцию с тем, что сомалийская франшиза стремится нарастить свою роль «в обеспечении финансовыми ресурсами» другого крыла ИГ – небезызвестного «Хорасана» (группировка признана в России террористической и запрещена), который, в свою очередь, хочет выйти на первый план в организации терактов по всему миру.