Лидера Вьетнама То Лама и его супругу тепло встретили в аэропорту китайского города Гуанчжоу. Фото Xinhua
Генсек Компартии Вьетнама (КПВ), президент страны То Лам прибыл в КНР. Это подтверждает намерение Ханоя уладить разногласия с Пекином и способствовать притоку китайских инвестиций. Первой остановкой в турне То Лама стал город Гуанчжоу, где в годы освободительной борьбы скрывался от врагов Хо Ши Мин, основатель КПВ. Но внимание мировых СМИ приковано к переговорам гостя с председателем КНР Си Цзиньпином, где пойдет речь о всех аспектах вьетнамо-китайских отношений.
Как передает Reuters, То Лам также встретится с премьер-министром КНР Ли Цяном и двумя членами Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Это подчеркивает стремление руководителей двух компартий укреплять как межгосударственные, так и межпартийные связи. Китай и Вьетнам установили дипломатические отношения еще в 1950 году. А в 2008-м два соседних государства провозгласили, что их связывают отношения всеобъемлющего стратегического партнерства. Экономические и торговые контакты двух государств развиваются успешно, несмотря на то что между ними иногда обостряются разногласия по границам в Южно-Китайском море (ЮКМ), богатом подводными энергетическими ресурсами.
То Лам стал президентом страны в мае. Характерно, что, заняв этот высокий пост, он свою первую поездку за рубеж совершил именно в Китай. Ведь все большее число китайских товаропроизводителей, учитывая обострение китайско-американских отношений, переводят часть своих экспортных операций во Вьетнам. А для этого очень важно наладить бесперебойное железнодорожное сообщение между Вьетнамом и Китаем. Поэтому во время переговоров в Пекине в повестке дня займет важное место обсуждение вопроса о расширении сети железнодорожных путей.
Пока же страны связывают две железные дороги – с юга Китая в столицу Вьетнама и в промышленный хаб на севере Вьетнама. Но эти линии были построены в то время, когда Вьетнам был колонией Франции. Вьетнамская колея отличается от колеи, по которой летят китайские высокоскоростные поезда. Поэтому товары, как и пассажиров, приходится перегружать на границе.
Недостаток доверия между двумя государствами, которые возглавляют коммунистические партии, долгое время тормозил решение железнодорожного вопроса. Ведь в конце 1970-х годов между Китаем и Вьетнамом вспыхнула короткая война на границе.
Но в последние месяцы экономические соображения взяли верх над беспокойством в сфере безопасности. В декабре прошлого года Си Цзиньпин посетил Вьетнам. Было подписано два меморандума о взаимопонимании по расширению железнодорожных связей. Си предложил Вьетнаму гранты и займы для усовершенствования путей. Как говорится в заявлении МИД Вьетнама, То Лам сосредоточит внимание на достижении серьезных договоренностей в области сотрудничества, особенно по железным дорогам.
В июне эту тему обсуждал с китайскими чиновниками глава правительства Вьетнама Фам Минь Чинь во время своей поездки в КНР.
Ханой ряд лет не давал прямой оценки китайской инициативе «Пояс и путь». Дело в том, что в 2018 году во Вьетнаме вспыхнули массовые протесты против развития более тесных экономических уз с Китаем. Но это не остановило бурный поток китайских инвестиций. Сейчас Вьетнам планирует провести крупнейшую перестройку своих внутренних железнодорожных линий. Речь идет о строительстве высокоскоростного пути длиной 1,5 тыс. км от Ханоя до города Хо Ши Мин.
Комментируя турне президента Вьетнама, западные СМИ делают упор на том, что Вьетнам диверсифицирует свой политический курс. До Си Цзиньпина в 2023 году Вьетнам посетил президент США Джозеф Байден. Вьетнам проводит «бамбуковую дипломатию», стараясь поддерживать хорошие отношения и с Китаем, и с Америкой. Такой подход можно частично объяснить тем, что Китай ускорил создание искусственных островов в ЮКМ. Там строятся взлетно-посадочные полосы, порты, устанавливаются радарные системы. Во время визита Байдена во Вьетнам два государства предостерегли против применения силы в ЮКМ.