Госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил президента Израиля Ицхака Герцога, что сейчас скорее всего последняя возможность освободить израильских заложников. Фото Reuters
В Израиль прибыл глава Госдепартамента Энтони Блинкен. Его визит последовал за переговорами в столице Катара, Дохе, которые были оценены всеми заинтересованными лицами по-разному. Посредники, в том числе США, говорят о возможности скорого прекращения огня между ХАМАС и Израилем.
Израильские чиновники комментируют переговоры в крайне неопределенных выражениях. А хамасовцы уже прогнозируют провал мирного процесса. По мнению экспертов, максимум, чего сможет достичь Белый дом, это временного прекращения огня с освобождением израильских заложников и части палестинских заключенных.
Переговоры в Дохе проходили 15–16 августа. В них участвовали представители США, Израиля, Катара и Египта (см. «НГ» от 15.08.24). Хамасовцы своей делегации не прислали, делегировав свои полномочия арабским посредникам, и, как следует из их заявления, обнародованного в воскресенье 18 августа, остались не удовлетворены результатами этого раунда переговоров. Большинство руководителей ХАМАС находятся сейчас в Дохе. Следовательно, они в курсе, как шло обсуждение, и, основываясь на своих сведениях, утверждают, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху нацелен на умышленное затягивание переговорного процесса. Ведь пока он идет, боевые действия в секторе Газа продолжаются, а значит, шансы на то, что ХАМАС получится разгромить, остаются.
В том числе чтобы развеять эти опасения в тот же день, Блинкен направился в Израиль. В воскресенье он встречался с израильским президентом Ицхаком Герцогом. А в понедельник Блинкен провел трехчасовые переговоры с Нетаньяху. Уже во время беседы с президентом госсекретарь США напомнил, что на кону в данном случае – жизни 111 израильских заложников, все еще находящихся в секторе Газа. «Наступил решающий момент. Возможно, сейчас лучшая, а может быть, и последняя возможность вернуть заложников домой, добиться прекращения огня и начать лучший для всех путь к прочному миру и безопасности», – сказал Блинкен.
Видимо, эту мысль он попытался донести до главы правительства Израиля. Судя по сообщениям СМИ и заявлению ХАМАС, главным камнем преткновения на переговорах в Дохе стало категорическое требование Нетаньяху оставить под контролем израильских войск полностью или частично Филадельфийский коридор. Это участок на границе Египта и сектора Газа, через который палестинским радикалам поступает оружие и боеприпасы. ХАМАС это не устраивает. В движении настаивают, чтобы израильские военные очистили сектор Газа полностью.
Хотя израильские СМИ со ссылкой на источники утверждали, что Нетаньяху крайне скептически оценил итоги переговоров в Дохе, заявление канцелярии премьера, выпущенное по итогам его переговоров с госсекретарем США, было выдержано в оптимистическом духе. Беседа Нетаньяху и Блинкена, отмечается в документе, «прошла позитивно». Израильский премьер, утверждается в заявлении, «подтвердил приверженность Израиля последнему американскому предложению относительно освобождения похищенных» израильских граждан. Этим канцелярия премьера решила и ограничиться. Снял или не снял Нетаньяху так раздражающее ХАМАС требование, неизвестно.
Следующая встреча посредников пройдет в Каире до конца недели. Президент США Джозеф Байден оценивал вероятность того, что на ней удастся добиться какого-либо прогресса, как очень высокую. «Мы ближе к соглашению, чем когда-либо», – заявил он в пятницу. Политолог-международник Елена Супонина считает, что в данном случае американцы скорее стараются сделать вид, что переговоры достигнут успеха, нежели действительно уверены в нем. «В Белом доме очень хотят добиться хотя бы видимости перемирия. О стремлении администрации Байдена достичь хоть какого-то результата до ноябрьских президентских выборов говорит сам факт визита Блинкена. Но ни о каком долгосрочном перемирии речи не идет. Это уже понятно по известным деталям хода переговоров. Если удастся добиться перемирия, то оно будет иметь краткосрочный эффект. Дальше насилие продолжится», – сказала она в комментарии «НГ». Супонина считает, что освобождение израильских заложников в обмен на часть палестинских заключенных, являющееся задачей-минимум в плане мирного урегулирования, изложенного Байденом в мае, фактически станет задачей-максимум, которую получится решить.
Впрочем, вряд ли на самом деле Белый дом рассчитывает на большее. Война на Ближнем Востоке стала важным фактором президентской избирательной кампании в США. Администрации Байдена и кандидату от Демократической партии Камале Харрис приходится считаться с тем, что среди их избирателей есть как сторонники Израиля, так и сторонники Палестины. И тех и других нельзя отталкивать. В этих условиях для демократов было бы лучше, чтобы война так или иначе закончилась до ноября. Иначе слабость Белого дома использует Дональд Трамп, который в последние дни усиленно сигнализирует, что уж он-то точно прекратил бы кровопролитие, а то и не допустил бы нападения ХАМАС на Израиль вообще.