Неформальный лидер оппозиции Мария Корина Мачадо и Эдмундо Гонсалес – лидер формальный пока не могут оспорить итоги выборов. Фото Reuters
Оппозиция и значительная часть международного сообщества продолжают оспаривать результаты президентских выборов, прошедших в Венесуэле 28 июля. Осторожную позицию занимают Бразилия и Колумбия. Между тем Эдмундо Гонсалеса, оппонента президента Николаса Мадуро, вызывают 26 августа в Генеральную прокуратуру. Не факт, что власти намерены арестовать 74-летнего политика. Но если он не явится, то у официального Каракаса будет еще один аргумент против оппозиции.
США вместе с десятью странами Латинской Америки выпустили совместное заявление о том, что они не признают решения Верховного суда Венесуэлы о победе на выборах Николаса Мадуро. Выборы называются «украденными». Соединенные Штаты вместе с Аргентиной, Эквадором, Перу, Чили, Коста-Рикой, Доминиканской Республикой, Гватемалой, Уругваем, Парагваем и Панамой призвали к независимому пересчету голосов. Они также выразили обеспокоенность нарушениями прав человека, арестом порядка 1,6 тыс. участников протеста. За время волнений погибли 24 человека.
Среди активных критиков Мадуро и нынешних властей в целом – президент Чили Габриэль Борич. Если нелюбовь к официальному Каракасу аргентинского либертарианца Хавьера Милея объяснима, то Борич – политик левых взглядов, как и глава Гватемалы Бернардо Аревало.
Не спешат признавать итоги выборов в Бразилии и Колумбии. Представители этих стран требуют предоставления протоколов. Противники Мадуро надеются на то, что президенты Луис Инасиу Лула да Силва и Густаво Петро, несмотря на левый уклон, все-таки итоги выборов не признают. Тогда бы почти полная изоляция ударила по позициям Мадуро.
Не остался в стороне и Евросоюз. «Только полные и поддающиеся независимой проверке результаты будут приняты и признаны, чтобы гарантировать уважение воли венесуэльского народа», – такое заявление выпустил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. Он же выразил мнение, что победу на выборах одержал Эдмундо Гонсалес.
Напомним, именно на его кандидатуре остановилась оппозиция после запрета ряду политиков участвовать в выборах, в частности Марии Корине Мачадо, которая по предвыборным опросам значительно опережала Мадуро.
Теперь же Гонсалеса прокуратура подозревает в «присвоении полномочий избирательной комиссии», поскольку на сайте кампании Гонсалеса приводятся данные, согласно которым он одержал победу. По официальным же данным, Мадуро получил 51,9% голосов, а Гонсалес – 43,2%.
«Вряд ли Гонсалесу захочется идти к следователям, поскольку угроза ареста очевидна. Впрочем, не факт, что он в случае прибытия неминуем. Доказать вину при таком обвинении не так-то просто, а определенная свобода у оппозиции все-таки присутствует. Сравнение Борича режима Мадуро с режимом Аугусто Пиночета неверно: при последнем ни о каких возможностях для протеста речи не шло», – пояснил директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» эксперт отметил, что если Гонсалес не явится, то объявление его в розыск сулит последствия для оппозиционеров, имеющих с ним контакты в целом. Хейфец напомнил, что в отличие от Хуана Гуайдо, который был главой Национальной ассамблеи Венесуэлы, Гонсалес в потенциальный период своего признания лидером страны иммунитетом от преследования обладать не будет.
«В январе ряд стран признают Гонсалеса главой Венесуэлы. Будут протесты, но их масштаб пока предугадать трудно», – полагает эксперт.