Число недовольных жизнью британцев растет год от года. Фото Reuters
Британская неправительственная организация Children’s Society, занимающаяся защитой прав детей и изучением связанных с этой задачей проблем, опубликовала ежегодный доклад, где попыталась ответить на вопрос, хорошо ли себя чувствуют несовершеннолетние британцы. Оказалось, что не очень, особенно если сравнивать их со сверстниками из стран Евросоюза. Причиной этого в докладе назван слишком большой, по крайней мере по ощущениям британских детей, разрыв в доходах между семьями и микроклимат в школах страны. Последняя претензия однозначно адресуется государству.
В центре внимания исследователей организации – дети от 10 до 17 лет (то есть подростки и те, кто приближается к подростковому возрасту) и их субъективные представления о собственном благополучии. Организация опросила 2056 юных британцев, а также их родителей и опекунов. Эксперты Children’s Society выслушивали мысли, оценки и суждения детей, о том, как проходит их жизнь, насколько они довольны ее отдельными аспектами (например, обстановкой дома или в школе). Результаты оказались весьма впечатляющими. К категории «несчастных», то есть полностью недовольных своей жизнью, отнесли себя 25% опрошенных детей. Если сравнивать с аналогичными исследованиями, проведенными в Евросоюзе, получается, что британские дети намного несчастливее своих сверстников с континента. В среднем по странам ЕС «несчастными» себя считают 16,6% юных респондентов.
Девочки оказались менее счастливыми, чем мальчики. Причем, если сравнивать с прошлыми исследованиями Children’s Society, получается, что это тенденция именно последних лет. Почему-то переходный возраст девочки стали переносить значительно хуже, чем ранее. Еще одна тенденция последних лет – это усиливающийся разрыв между детьми из бедных и богатых семей. Первые ощущают себя все несчастнее, вторые – все счастливее. В докладе этому дается четкое объяснение: богатые родители могут дать своим детям больше, чем бедные. Это касается и отдыха (например, за рубежом), и просто качественного питания. Высокие, все более растущие цены – это то, что, как оказалось, беспокоит не только британских родителей, но и их детей. Интересно при этом, что юные британцы, как богатые, так и бедные, в целом довольны своими семьями. Того же самого нельзя сказать о школах.
В Великобритании уже не первый год бьют тревогу: английские школы теряют статус лучших в мире. Ученики все чаще пропускают занятия, а у правительства все меньше средств на финансирование учебных заведений. В общем-то, это подтвердило и исследование Children’s Society. Британских детей, которым в школах категорически не нравится, и родителей, которые школами не удовлетворены, очень много, можно сказать, большинство.
Но сводить проблему к тому, что у родителей и государства нет денег, исследователи, конечно, не собираются. Деньгами, например, никак не объяснишь, что британские подростки оказались наименее физически активными по сравнению со своими сверстниками в Европе. Дело не только в том, что английская система образования, где физическому воспитанию всегда уделялось особое внимание, не работает так, как прежде. Дети больше проводят времени за гаджетами, чем за общением со сверстниками. Возможно, это делает их субъективно менее счастливыми.
Интересны также приводимые в докладе сравнения с другими европейскими странами. Оказалось, что самые довольные жизнью дети в ЕС живут в Нидерландах и Румынии. Это никак не объяснишь материальным фактором. Румыния – одна из самых бедных стран ЕС, Нидерланды, где процент «несчастных» детей самый маленький в Евросоюзе, – одна из самых богатых. Среди наименее счастливых – юные немцы и итальянцы. В целом плохо себя чувствуют дети Мальты и Польши. На уровень счастья поляков не повлиял даже заметный рост уровня жизни в стране в последние годы.
В попытке ответить на вопрос, что же делает ребенка счастливым, авторы исследования обращаются к опыту Нидерландов. Оказалось, там, если брать все возможные критерии оценок, на протяжении многих лет сохраняется здоровый климат в семье и школах (и то и другое большинство детей оценивают позитивно), есть доверительные отношения между учениками и преподавателями, родители не склонны к навязчивой опеке. При этом нидерландские подростки реже, чем их сверстники в соседних странах, вступают в ранние сексуальные отношения (по этому показателю в ЕС, как оказалось, лидирует Германия).
Чтобы всего этого достичь, авторы доклада предлагают и ориентироваться на нидерландский опыт – по крайней мере на те его аспекты, которые можно перенять. Например, на должную организацию психологической помощи детям (без очередей, которыми печально славится британская Национальная система здравоохранения), на обучение в школе с меньшим упором на академическую успеваемость и, наконец, на борьбу с бедностью. Последнее в качестве главной причины детских несчастий называлось еще в 1881 году школьным учителем Эдвардом Рудольфом, основавшим Children’s Society. Но до сих пор проблема не решена даже в богатой Великобритании и странах ЕС.