Президента РФ Владимира Путина и его монгольского коллегу Ухнаагийна Хурэлсуха встречал почетный караул. Фото Reuters
Владимир Путин побывал в Монголии, провел там переговоры с президентом этой страны Ухнаагийном Хурэлсухом и благополучно возвратился в РФ. Его визит в страну, признающую юрисдикцию Международного уголовного суда (МУС) в Гааге, а следовательно, и ордер на арест, выписанный на российского лидера, сам по себе является знаковым событием. Монголия оказалась первым государством, которое, выбирая между хорошими отношениями с Россией и с МУС, предпочла первое, а не второе.
В монгольской столице Улан-Баторе главами двух стран было подписано пять документов. Это соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов, об обеспечении Монголии российским авиационным топливом, о сотрудничестве в борьбе с чумой (естественные очаги этого заболевания находятся в том числе на монгольской территории), о разработке проекта реконструкции находящейся в монгольской столице теплоэлектростанции и меморандум, касающийся сохранения озера Байкал и его притока – реки Селенга.
По итогам визита стало ясно, что Хурэлсух будет в числе тех зарубежных лидеров, которые скоро посетят РФ. Он получил приглашение побывать в Казани на саммите БРИКС в октябре 2024 года и в Москве, на торжествах по случаю 80-летия Победы в мае следующего года.
Путин говорил и о проекте «Сила Сибири – 2». Его частью является газопровод «Союз Восток» из РФ в Китай, который пройдет по монгольской территории. The South China Morning Post, ссылаясь на бывшего члена Совета безопасности Монголии Мунхнара Байарлхавга, утверждала, что монгольские власти решили не включать этот проект в планы развития страны до 2028 года. В Улан-Баторе ждут, когда Россия и Китай договорятся о цене газа, который будет идти по газопроводу. Со слов Путина, однако следует, что в Москве ситуацию видят более оптимистично. Российский лидер заявил, что проектная документация по «Союзу Восток» готова, она направлена на государственную экспертизу и даже изучается возможность поставки по газопроводу голубого топлива монгольским потребителям.
Впрочем, визит вообще настраивает Кремль на оптимистические ожидания. Президент РФ побывал в Монголии впервые за пять лет. В 2019 году его визит был, как и сейчас, приурочен к годовщине боев на реке Халхин-Гол. Напомним, что там в 1939 году советско-монгольские войска нанесли поражение частям японской Квантунской армии. Тот визит и переговоры, проведенные Путиным в Улан-Баторе, стали событием двусторонних отношений РФ и Монголии. Нынешний же визит имеет большое международное значение.
Монголия – страна, подписавшая Римский статут, документ, на основании которого действует МУС. Следовательно, она была обязана выполнять его решения. А МУС в марте 2023 года выписал ордер на арест Путина. То, что Монголия это делать не собирается, стало ясно еще в октябре прошлого года, когда Хурэлсух в ходе переговоров в Пекине пригласил российского лидера приехать.
Прежде ни одна страна не дерзнула проигнорировать ордер МУС. Из-за него в августе 2023 года не состоялся визит Путина в ЮАР. В саммите БРИКС он принял участие по видеосвязи. Тем более удивительным было ожидать его появление в Монголии – стране, активно развивающей отношения с Западом, в том числе с США.
Официальных объяснений своей смелости монгольские власти не дают. На условиях анонимности представитель правительства сообщил западным СМИ, что Монголия импортирует 95% нефтепродуктов и 20% электроэнергии у своих соседей (их всего два – РФ и КНР), поэтому не может позволить себе с ними ссориться.
Видимо, такое объяснение представляется западным странам достаточным. Немедленного осуждения визита со стороны США, равно как предупреждений и угроз в адрес Монголии, не последовало. Весьма дипломатичный комментарий к визиту Путина дал пресс-секретарь МУС Фади аль-Абдалла. Он отметил, что сложившаяся ситуация станет предметом обсуждения организации. О каких-либо мерах против Монголии не было сказано.
Не факт, что до мер воздействия действительно дойдет. Во-первых, их арсенал у МУС не так уж и велик. По существу, все, что он может – это попробовать добиться международных санкций против Монголии, а это само по себе довольно сложно и долго. Во-вторых, у монгольских властей есть весьма веские аргументы в свою «защиту». В Римском статуте прописано, что выполнять свои обязательства страна-подписант должна только в том случае, если это не вынудит ее нарушать ранее принятые на себя договорные обязательства и дипломатическую неприкосновенность других государств. Если руководствоваться этими положениями, получается, Монголия ничего не нарушила. Легитимность российского лидера монгольские власти под сомнение не ставят, двусторонних межгосударственных договоров, заключенных с ним, тоже. Получается, Монголия лишь создала очень не нравящийся Западу прецедент. Но это область политики, а не права.
За визитом Путина в Монголию следили авторы российских общественно-политических Telegram-каналов.
«По итогам переговоров в Монголии уже подписан ряд документов, среди которых позволим себе отметить экономическую их часть: привлечение России к созданию проекта реконструкции ТЭЦ-3 в Улан-Баторе, а также договоры о поставках российского авиатоплива и нефтепродуктов в Монголию», - пишет «Мейстер» (https://t.me/maester ).
«Президент Путин поздравил монгольский народ с 85-летием совместной победы наших стран над японскими агрессорами на реке Халхин-Гол в 1939 году, - отмечают авторы канала «Мюсли вслух». - Символично, что памятную запись в книге почётных гостей в Государственном дворце Улан-Батора Путин оставил именно 3 сентября, который с 2023 года отмечается в России как День Победы над милитаристской Японией. Напомним, что и в победном 1945-м боеспособные монгольские части были включены в состав конно-механизированной группы Забайкальского фронта под командованием генерала Иссы Плиева и участвовали в боях во Внутренней Монголии с прояпонским марионеточным правительством».
«85 лет назад, 3 сентября 1939 года Великобритания, Франция, Австралия, Индия и Новая Зеландия объявили войну Германии, - также вспоминают авторы канала «Мышь в овощном». - Собственно говоря, именно с этого очередной вооруженный конфликт в Европе, инициированный Берлином при попустительстве Лондона и Парижа, а также ряда других стран Запада, перерос в глобальную фазу».