Пола Уотсона уже более 10 лет пытаются «выловить» японские власти. Фото Reuters
В Гренландии решается вопрос об экстрадиции Пола Уотсона – радикального борца с охотниками на китов и морских млекопитающих в целом. Адвокаты добились продления срока его задержания, поскольку разбирательство продолжается. Ордер на арест еще в 2012 году 73-летнего Уотсона выписали японские власти: «экологический герой» немалую часть времени проводил, мешая китобойному промыслу судов Страны восходящего солнца. Не в пользу активиста может сыграть то, что арестовали его во владениях Дании – страны, продолжающей промысел, против которого выступает Уотсон.
Японская сторона обвиняет экоактивиста в том, что в 2010 году он напал на китобойное судно и нанес травму одному из членов экипажа. Уотсон известен своими радикальными силовыми методами борьбы против браконьеров и промысловиков в целом. Особенно часто он выходил на «охоту» в Антарктику.
Уотсон был ведущим нашумевшего реалити-шоу «Китовые войны», в котором команда корабля мешала промыслам на море. Уотсон – основатель организации «Морской дозор», имеющей пиратские символы и до 2017 года всячески мешавшей охотникам на китов и тюленей. Корабли на службе организации называли «Флот Нептуна». Они были не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд.
В числе методов применялись таран, повреждение дрифтерных сетей, взятие судов на абордаж, забрасывание китоловов пахучими жидкостями, ослепление охотников во время их деятельности. Организация умело взаимодействовала с журналистами и в целом приобрела у многих положительный имидж. Однако угроза арестов возрастала по мере развития деятельности все более явно, и в конечном счете американцы, поддержав японцев, не оставили защитникам китов и других морских млекопитающих шансов на продолжение преследования промысловых кораблей.
Уотсон был задержан 21 июля, после того как его судно пришвартовалось в Нууке – столице Гренландии. Напомним, остров обладает автономией, но подчиняется Дании. В среду местный суд решил, что экоактивист останется в заключении как минимум до 2 октября пока датские власти будут решать вопрос о его экстрадиции.
Предположительно Уотсон собирался помешать ловить крупных млекопитающих очередному японскому судну. Такая «любовь» к кораблям из этой страны у радикального борца за сохранность природы не случайна и не носит расистский характер: именно японцы ведут активную охоту и потребляют мясо китов. Также продолжают промысел Норвегия, Исландия и Дания, хотя и в куда меньших масштабах. Одним словом, Уотсон на свою беду попал в порт страны, которая сама охотится на китов, в том числе это делают жители Гренландии.
В Канаде, США и России коренные жители Севера также ведут охоту в небольших количествах. Так, на Чукотке добывают белух. Напомним, спор вокруг китобойного промысла активно развернулся в 1980-х годах, когда Международной китобойной комиссией был введен мораторий на китобойный промысел. В итоге в большинстве стран отказались от охоты на китов.
Уотсон же в свое время был назван «экологическим героем XX века». Другое дело, что из «системных» зеленых организаций он вышел из-за радикальности своих методов. Как объяснял он сам, мирными методами достойного противодействия китобоям добиться невозможно. Помимо японцев в международный розыск Уотсона объявляли в Коста-Рике.
Между тем незаконный рыбный промысел остается крупной проблемой мирового масштаба. Браконьеры вылавливают примерно треть редких рыб, которых стараются защитить от исчезновения.