Если на Западе примут решение, ракеты Storm Shadow придется сбивать не только на линии фронта. Фото РИА Новости
Хотя британский премьер-министр Кир Стармер и президент США Джозеф Байден по окончании встречи в пятницу, 13 сентября, не дали Украине по крайней мере публичного разрешения бить западным оружием вглубь российской территории, велика вероятность, что скоро ей это все же разрешат. Давление на лидеров двух стран возрастает. На разрешении настаивают самые разные западные политики, считающие, что только таким путем Кремль удастся принудить сесть за стол переговоров. В воскресенье, 15 сентября, пять министров обороны Великобритании и экс-премьер Борис Джонсон изложили ту идею, которая все больше занимает умы британских сторонников завершения российско-украинского конфликта на украинских условиях, – потребовали от Стармера дать санкцию на удары ракетами Storm Shadow по России, даже если это запретят США.
Переговоры британского и американского лидеров, которым предшествовали визиты в Украину госсекретаря США Энтони Блинкена и главы британского внешнеполитического ведомства Дэвида Лэмми не завершились принятием какого-либо решения о том, нужно или не нужно давать украинским военным добро на удары вглубь России. По крайней мере такой вывод следует из слов их участников. Так, Стармер по окончании переговоров заявил, что он говорил с Байденом «о стратегических, а не о тактических вопросах», поэтому конкретных решений не было принято. Вместе с тем он пообещал, что разговор будет продолжен на площадке Генеральной Ассамблеи ООН с участием «более широкого круга лиц». Неделя высокого уровня Генассамблеи с участием глав государств и правительств открывается 24 сентября.
А 14 сентября санкция Украине на удары по России без ограничений обсуждалась в Праге на встрече начальников штабов стран НАТО – так называемом Военном комитете. Рекомендации и решения, которые там выносятся, обычно не предназначены для широкой публики. Их адресат – лидеры и военное командование государств. И все же глава Военного комитета НАТО Роб Бауэр предпочел высказаться. Отметив, что «с военной точки зрения удары дальнобойным оружием, конечно, оправданны», он обратил внимание на то, что в данном вопросе есть не только военный, но и политический аспект. Иными словами, военные НАТО свое разрешение на удары по России дают – дело за санкцией со стороны политиков. Когда она последует и последует ли?
По-видимому, западные официальные лица четко осознают, что удары вглубь России не беспилотниками, а всем, что поставляют и могут поставить Украине страны НАТО, кардинально изменят характер боевых действий. Поэтому не спешат. Все-таки те же США сейчас находятся в ожидании ключевого события политической жизни страны – выборов президента. Два претендента на кресло главы Белого дома, Камала Харрис и Дональд Трамп, насколько можно судить по их заявлениям, имеют разное представление о том, как следует заканчивать российско-украинский конфликт. На недавних дебатах (см. «НГ» от 11.09.24), которые, возможно, станут для этих кандидатов первыми и последними в ходе нынешней избирательной кампании, Харрис поддержала линию администрации Джозефа Байдена, заключающуюся в поддержке Украины до ее победы. Ее соперник же высказался за сделку между Москвой и Киевом при посредничестве Вашингтона. При кажущемся различии этих точек зрения они схожи в одном: ни Трамп, ни Харрис не отвергают вариант, при котором на Россию потребуется как-либо надавить. И, может быть, при помощи массированных ракетных ударов.
О том, что потребуется некое средство, чтобы усадить Кремль за стол переговоров, говорил и президент Украины Владимир Зеленский. В изложении германского СМИ удары дальнобойным западным оружием вглубь российской территории – один из пунктов так называемого плана победы украинского лидера, который он собирается представить президенту США и кандидатам в президенты.
Советник Зеленского по коммуникациям Дмитрий Литвин в воскресенье заявил, что германское издание распространило ложную информацию. Однако ложь, по его словам, заключается в утверждении, будто план победы включает в себя прекращение боевых действий на определенных участках фронта, то есть замораживание ситуации по линии соприкосновения войск двух стран. То, что в плане есть предложение разрешить Украине использование дальнобойного западного оружия, Литвин не отрицал и не подтверждал.
Между тем агентство Reuters со ссылкой на источники утверждает, что украинские власти уже передали США и Великобритании список целей в глубине территории России. Это командные пункты, военные склады топлива и оружия, а также места сосредоточения российских войск. Украинцы предлагают использовать для ударов не только британские ракеты Storm Shadow и американские ATACMS, но и французские SCALP. Последние с истекающим сроком годности, по данным французских СМИ, были переданы Киеву в мае. SCALP – это французская версия британской ракеты Storm Shadow. Официального разрешения Парижа на их использование по целям в глубине России нет. Но есть туманное майское заявление президента Франции Эмманюэля Макрона, из которого следует, что его страна в принципе будет не против такого использования своих ракет. Похоже, что французские власти просто ждут отмашки из Лондона и Вашингтона – главных поставщиков дальнобойного вооружения Киеву.
Вероятность того, что по крайней мере правительство Стармера свое разрешение даст, повышает действия британской оппозиции. Консерваторы критикуют правительство за нерешительность в украинском вопросе. В воскресенье издание The Times привело мнение пяти министров обороны в консервативных правительствах – Гэрри Шэппса, Пенни Мордаунт, Бена Уоллеса, Гэвина Уильямсона и Лиама Фокса, а также бывшего премьер-министра Бориса Джонсона. Они предлагают Стармеру не ждать одобрения США, а самостоятельно разрешить использование Storm Shadow для ударов по России. Несколько менее радикальную позицию занял экс-глава британского МИД Джеймс Клеверли, который сейчас претендует на пост главы Консервативной партии. Он – за удары Storm Shadow по России, но только если удастся договориться по этому вопросу с США. Клеверли ставит Стармеру в вину, что общий язык по данному вопросу с Байденом не удается найти так долго.