Йенс Столтенберг с 1 октября покинет пост генсека НАТО, оставив своему преемнику, нидерландцу Марку Рютте, сложное «наследство». Фото с сайта www.nato.int
Санкция на использование против России дальнобойного оружия, поставляемого Западом, Украине дана военными, но не политиками. Это подтвердил генсек НАТО Йенс Столтенберг, который в четверг произнес свою прощальную, перед уходом с должности, речь. По ней получается, что в Североатлантическом альянсе рассчитывают на то, что в скором времени Кремль так или иначе принудят к миру на украинских условиях. Это в интересах НАТО тоже. Столтенберг ожидает, что прочность альянса будет скоро подвергнута испытанию, в первую очередь из-за возможной смены власти в США.
Четверг, 19 сентября, оказался богат на новости, касающиеся использования Украиной дальнобойных ракет. Имеются в виду, напомним, ракеты ATACMS, предоставленные США, Storm Shadow, поставленные британцами, и французские SCALP. Все они могут бить на сотни километров, нанося большие разрушения, нежели те, что наносят беспилотники, которые применяются украинскими войсками для ударов в глубь РФ. США и их ближайший союзник Великобритания запрещают применять эти ракеты далее чем непосредственно на линии фронта. Их поддерживают лидеры стран ЕС. Но снятие запрета, как считают многие на Западе, сейчас назрело. Президент Украины Владимир Зеленский, по некоторым данным, связывает с этим решением большие надежды. Разрешение Украине атаковать Россию всем, что поставлено, без ограничений, вероятно, входит в план, который он на следующей неделе привезет в США и представит американскому президенту Джозефу Байдену и двум кандидатам в президенты, Камале Харрис и Дональду Трампу.
В преддверии этого события на американского лидера и глав западных государств усиливается психологическое давление со стороны тех, кто считает, что именно так можно убедить Кремль завершить конфликт. В четверг Европарламент принял соответствующую резолюцию. С требованием снять запрет на применение дальнобойного оружия согласились 425 евродепутатов, 131 высказался против, 63 воздержались. В той же резолюции выражается сожаление в связи с тем, что страны ЕС не поставили Украине, как намеревались, миллион боеприпасов до марта 2023 года, и подчеркивается, что армию этой страны надо снабжать бесперебойно. Евродепутаты призвали ускорить поставки Киеву систем противовоздушной обороны и боеприпасов, включая шведско-немецкие ракеты Taurus – конкурента со сравнимыми боевыми характеристиками, совместно разработанной Великобританией и Францией ракеты Storm Shadow.
Резолюция депутатов Европарламента носит рекомендательный характер. По сути, таким же является и мнение военных НАТО, от лица которых говорил Столтенберг. Этот человек, возглавлявший альянс в течение 10 лет, уходит со своего поста с 1 октября.. Его преемником станет нидерландский политик Марк Рютте. Если разрешение на неограниченные атаки России будет дано, то только при этом новом генсеке. Ему же предстоит разбираться с проблемами, которые могут быть у НАТО. О них в первую очередь и говорил в своей прощальной речи Столтенберг.
Говоря об конфликте Москвы и Киева и будущем альянса, он призвал увеличивать военные расходы и военную помощь Украине. Как выразился генсек, «чем больше мы передадим оружия, тем ближе станет мирное урегулирование». В связи с этим Столтенберг назвал «хорошую и плохую новости». Первая – обязательство, взятое странами НАТО еще на саммите в Уэльсе в 2014 году, увеличить каждым членом альянса расходы на оборону до 2% ВВП, в целом выполнено. Вторая заключается в том, что, как сказал Столтенберг, «этого больше недостаточно для нашей безопасности». Следовательно, наращивать военные расходы страны альянса будут. Это одновременно произойдет и по линии ЕС, где, кстати, на днях появилась новая должность – еврокомиссар по обороне. Это кадровое нововведение свидетельствует о том, что разница в функциях между Евросоюзом и НАТО постепенно стирается. ЕС, по сути, тоже становится военным союзом.
Вместе с тем Столтенберг определенно не считает, что процесс консолидации Запада в деле противостояния, в том числе, и России, необратим. Наиболее комментируемая на Западе часть его речи касается предостережения от опасности того, что им было названо «изоляционизмом». «Мы слышим с обеих сторон Атлантики призывы к Европе и Америке отдалиться друг от друга», – говорил он. Столтенберг, конечно, имел в виду Трампа и его весьма двусмысленные заявления, свидетельствующие о том, что он в случае победы на ноябрьских президентских выборах в США может пересмотреть отношения с НАТО.
В худшем для альянса варианте – даже вывести свою страну из его рядов. Во многом этими опасениями продиктован выбор кандидатуры преемника Столтенберга. Рютте считается чуть ли не единственным западноевропейским лидером, которому удавалось без проблем находить общий язык с Трампом в годы президентства последнего.
Столтенберг заявил, что «безопасность не может быть оправданием для введения протекционистских мер против друзей и союзников». В этом можно видеть намек не только на взаимные экономические претензии США и Европы, которые могут обостриться в случае прихода к власти Трампа, но и на сложные отношения внутри ЕС, например, с Венгрией. Эта страна придерживается особой, раздражающей многих на Западе линии в отношении российско-украинского конфликта и наряду с Польшей и Словакией, боролась против экспорта украинской сельхозпродукции в Европу.
Столтенберг не стал повторять ту мысль, которую он изложил в вышедшем за пару дней до прощальной речи интервью The Times. Генсек сказал этому изданию, что удары дальнобойным оружием не будут для РФ красной линией, и значит не нужно опасаться. Ранее он заявлял, что решения о применении своего оружия страны НАТО должны принимать самостоятельно, но после консультаций с союзниками.
«Я не верю, что мы сможем изменить мнение Путина. Но я верю, что мы можем изменить его расчеты. Дав Украине больше оружия, мы можем заставить Путина понять, что он не может получить желаемое силой, и сделаем достижение его целей настолько дорогостоящим, что ему придется принять Украину как суверенное демократическое государство», – так обрисовал Столтенберг в своей прощальной речи стратегию НАТО в российско-украинском конфликте. Сам конфликт, как следует со слов генсека, должен завершиться некоей договоренностью с Россией. По его словам, «мы должны говорить с соседями, как бы трудно это ни было». О том, каким видится ему постконфликтное будущее, генсек сказал только одно: Украина должна вступить в НАТО. В принципе на то же нацелено и украинское руководство.