Президент Реджеп Тайип Эрдоган и глава Сирии Башар Асад, встречаясь в 2011 году, демонстрировали взаимопонимание. Фото Reuters
Турция пытается подавить очередную волну протестов в своих протекторатах на севере Сирии. Очередным триггером недовольства в этих автономных районах стали исходящие от Анкары сигналы, что она по-прежнему поддерживает непрямые контакты с официальным Дамаском в различных форматах. Президент Реджеп Тайип Эрдоган перед вылетом на Генассамблею ООН сообщил, что запросил личной встречи с сирийским коллегой Башаром Асадом «в интересах нормализации». Однако успокоить сирийскую оппозицию путем переговоров турецкому руководству пока не удается.
О том, что близкие к Турции силы начали задержания на севере Сирии после очередной акции протеста, сообщил базирующийся в Британии Сирийский мониторинговый центр по правам человека.
Поводом стали манифестации на территории Африна – региона, который входит в созданный Анкарой «пояс безопасности» у южных границ. Жители протекторатов организовали уличные акции с требованием вывести турецкие войска и возобновить боевые действия против официального Дамаска. Как проинформировало в то же время ливанское издание «Аль-Ахбар», Анкаре на этом фоне пришлось перебросить часть своих регулярных формирований в нестабильный регион. Некоторые контрольно-пропускные пункты оппозиционных анклавов были закрыты.
Накануне Эрдоган подтвердил готовность провести полноформатный саммит с Сирией. «Мы говорили о том, что хотим провести встречу с Башаром Асадом в интересах нормализации отношений Турции и Сирии, – заявил он, вылетая в Нью-Йорк на мероприятия Генассамблеи ООН. – Сейчас мы ждем соответствующего ответа от той стороны. Мы готовы к этому. Мы хотим, чтобы между нашими мусульманскими странами и их народами установились солидарность и единение. Надеюсь, что это произойдет благодаря такой встрече».
Турецкий лидер добавил, что две страны «могут предпринять совместные шаги для обеспечения мира и стабильности на всей сирийской территории». «Мы видим, что сирийская администрация и оппозиция добились того, что в Сирии какое-то время не идут боевые действия. Такая обстановка создает благоприятную среду для эффективного поиска окончательного решения. Миллионы людей за пределами Сирии ждут возвращения на родину», – отметил Эрдоган.
Этим комментариям предшествовали слова министра иностранных дел Турции Хакана Фидана, который заявил, что его страна «определенное время» контактирует с Дамаском и обсуждает различные «вопросы в разведывательном, военном, многосторонних форматах, особенно в форматах, где присутствуют Россия и Иран». «Фактически с 2017 года, после договоренностей Астанинского формата произошла заморозка военного конфликта между сирийским режимом и оппозицией, – заметил он. – Создана атмосфера полного молчания. В этой обстановке мы считаем, что необходимо предпринять шаги для постоянного разрешения определенных вопросов. Проблемы, интересующие Турцию в этом контексте, – это беженцы и борьба с терроризмом».
Очевидно, что сейчас турецкий официоз в своей риторике делает ставку на относительно стабильный статус-кво на территории Арабской Республики. Однако бунтующие анклавы могут существенно испортить благоприятную картину.
Как сообщило издание «Аль-Ахбар», сейчас Анкара пытается внести структурные изменения в органы власти на севере Сирии. По словам источников ливанской газеты, эти инициативы включают в себя реорганизацию «временного правительства», а также фракций вооруженной оппозиции. Правда, дополнительных подробностей пока не приводится. Источники утверждают, что цель Анкары заключается в том, чтобы «положить конец продолжающемуся и углубляющемуся состоянию хаоса, возникшему в результате сирийско-турецкого сближения».
Специально для того, чтобы разъяснить свою позицию вооруженной оппозиции, контролирующей север Сирии, Турция не так давно организовала встречу с ее ведущими командирами. Однако переговоры провалились. Представители различных фракций выступили с взаимными обвинениями. Как итог – все закончилось призывами к отставке Абдул Рахмана Мустафы, премьер-министра так называемого временного правительства Сирии, и формированию нового правительства для управления турецкими протекторатами.
Север Сирии накапливал протестный потенциал на протяжении всех последних месяцев. К примеру, в июле жители турецких протекторатов взбунтовались в ответ на антимигрантские погромы, потрясшие центральную часть Турции. В ряде населенных пунктов «пояса безопасности» вспыхнули уличные акции, участники которых в ультимативном порядке потребовали вывода турецких войск и совершали нападения на военную бронетехнику. В некоторых районах сирийцы срывали турецкие флаги с административных зданий. После этого турецкое командование было вынуждено направить подкрепления в некоторые города на территории своих протекторатов вблизи границы, а также временно заморозить работу пограничных переходов.
В одном из отчетов Курдского института мира, аналитического центра, который базируется на территории США, отмечается, что нормализация с Асадом больше нужна Эрдогану – для подавления потенциала курдских формирований, в одностороннем порядке контролирующих северо-восток Сирии. Однако сближение между странами, по оценкам института, может значительно ослабить «оба антиасадовских лагеря» – и автономную курдскую администрацию, и поддерживаемую Турцией оппозицию на севере. «После более чем десятилетия гражданской войны это может возродить те обстоятельства, которые изначально спровоцировали насилие», – резюмируют эксперты.