Избранная президентом Клаудиа Шейнбаум заставит уважать Мексику даже королей. Фото Reuters
Между Мексикой и Испанией разразился скандал, причем на самом высоком уровне. Клаудиа Шейнбаум, победившая на президентских выборах в июле и вступающая в должность с 1 октября, не пригласила на свою инаугурацию испанского короля Филиппа VI. От него требуют извинений за преступления, совершенные испанскими конкистадорами в XVI веке. Вряд ли скандал зайдет настолько далеко, что затронет экономические связи двух стран. Но громким конфликтом с одним из ведущих государств Евросоюза вступление в должность нового лидера Мексики омрачено. И так небезоблачные отношения двух стран при Шейнбаум могут стать хуже, чем при ее предшественнике.
Испанская делегация неизменно участвует в инаугурации испанских президентов. И вот в этот раз ее там не будет. В знак протеста против неприглашения короля на данную церемонию Мадрид в ней отказался участвовать вообще. А значит, в Мексику не приедет премьер-министр Испании Педро Санчес. Он, по некоторым данным, собирался вместе с королем приехать на инаугурацию.
Шейнбаум заявила, что решение не приглашать испанского короля в Мексику приняла она. Судя по ее словам, избранному президенту не понравилось, что монарх игнорировал просьбу прошлого мексиканского президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Тот еще в 2019 году своим письмом потребовал от Филиппа VI извинений за массовые убийства и притеснения мексиканских индейцев. Извиниться предлагалось за весь трехсотлетний колониальный период начиная с 1519 года, когда испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом высадились в Мексике и сокрушили империю ацтеков.
Впрочем, письмо Обрадора многим напомнило события не столь давние. Ведь отношения Испании и Мексики наладились, по сути, не так давно. С мексиканской войны за независимость (1810–1821) и вплоть до 1877 года страны считались вероятными военными противниками, хотя независимость своей бывшей территории Испания признала в 1836 году. Период «оттепели» наступил в XX веке. Но все изменилось в 1930-х, когда в Испании началась гражданская война. Мексика, где у власти находились левые, поддержала республиканцев, и власть Франсиско Франко не признавалась мексиканцами до самой смерти диктатора. В 1977 году дипломатические связи были восстановлены, и испаноязычные страны снова стали важными партнерами. Этому способствовала и помощь, которую Мексика оказывала бежавшим республиканцам туда и их детям.
Однако с приходом в 2018 году к власти Обрадора опять возникли сложности. Мексиканский президент почти сразу после вступления в должность заявил, что деятельность американского и испанского бизнеса в стране имеет «неоколониальный» характер. Обрадор потребовал, чтобы король Испании извинился за колониальное прошлое и даже установил дедлайн: 2021 год. Позднее он попросил о том же самом и папу Римского. Ему ставилась в вину насильственная христианизация индейцев и уничтожение их самобытной культуры конкистадорами.
Признавать ошибки прошлого потомки испанских Бурбонов не захотели, и на письмо Обрадора не дали никакого ответа. Сам же Обрадор недоумевает, почему испанцы не хотят следовать его примеру. Ведь он признал вину мексиканцев за страдания, нанесенные коренному населению и китайцам во время мексиканской революции в XX веке.
В итоге отношения двух стран так и остаются сложными. И, видимо, останутся таковыми при Шейнбаум. Потеря для страны большая, но не критичная. Отношения с Испанией хоть и активно развиваются, но не так стратегически важны, как контакты Мехико с Вашингтоном – своим главным и ключевым торговым партнером. По объему торговли Испания для Мексики стоит лишь на девятом месте.
Директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ Виктор Хейфец считает, что скандал не приведет к большим внешнеполитическим последствиям. Экономические контакты продолжатся, испанские банки из такого крупного региона, конечно, не уйдут.
«Обрадора и его преемницу Шейнбаум, которую он всецело поддерживает, конечно, можно обвинять в популизме. Но для Мексики традиционно сильно желание, чтобы ее суверенитет уважали. Испанский король, на мой взгляд, поступил недальновидно, отказавшись извиниться. К сожалению, потомки Бурбонов пока так и не могут освоить современную политику и ее реалии», – сказал эксперт в разговоре с «НГ». Он добавил, что на бытовом уровне отношения испанцев и мексиканцев остаются теплыми: раны прошлого в целом удалось залечить.