Лидер Австрийской партии свободы Герберт Кикль рад победе на выборах, даже понимая, что вряд ли станет канцлером. Фото Reuters
По результатам выборов в Национальный совет (нижнюю палату австрийского парламента) наметилась новая ситуация для страны. Победу одержала Австрийская партия свободы (АПС), возглавляемая Гербертом Киклем. По традиции победителю должны поручить формирование правительства, но это вряд ли произойдет. Скорее всего предстоит долгая политическая борьба. Противостоящие АПС силы должны либо объединиться в коалицию, чтобы не допустить ее к власти, либо разделить с ней портфели в правительстве. Последнее маловероятно, но если все же осуществится, это будет означать, что канцлер Карл Нехаммер уйдет в отставку, а внешняя политика изменится.
К понедельнику, 30 сентября, были практически подведены итоги воскресных выборов в Австрии.
Но еще ночью, когда появились первые результаты, Нехаммер признал поражение своей Австрийской народной партии (АНП). Как предсказывали все опросы общественного мнения, победу на выборах одержала АПС. По подсчетам на середину дня понедельника, за правых популистов отдали 29,2% голосов. На втором месте правящая сейчас консервативная АНП с результатом 26,5% голосов. На третьем месте социал-демократы, которые набрали 21,3% голосов. В парламент прошли также местные «Зеленые». Вместе с АНП и либеральной партией NEOS (от сокращения фразы Neue Österreich – «Новая Австрия») они составляли правящую коалицию, которая по итогам выборов скорее всего исчезнет. «Зеленые» набрали чуть больше 8% и вряд ли при сложившемся соотношении сил представляют интерес как партнеры для первой тройки политических тяжеловесов. Чуть больше 9% получили либералы из NEOS.
Австрийский журнал Standard называет победу АПС исторической. Это справедливо, если учесть, что партия на всех предыдущих выборах занимала только вторые и третьи места. Нынешняя потеря «народниками» более 11% голосов по сравнению с предыдущими выборами (АПС, наоборот, приобрела 12% голосов) ясно свидетельствует о сдвиге в настроениях австрийских избирателей. Есть основания считать, что за единомышленников Кикля проголосовали те, кто на прошлых выборах поддержал АНП. Факт перехода более 499 тыс. австрийских избирателей из лагеря народников в лагерь правых популистов подтверждается, в частности, исследованием Института по изучению общественного мнения Foresight. Потери АНП сравнимы только с теми, которые по сравнению с прошлыми выборами понесли австрийские «Зеленые». Их неудача отражает общеевропейскую тенденцию – снижение популярности экологической повестки. Большая часть электората «Зеленых» ушла к социал-демократам, что им мало помогло: они потеряли треть своих традиционных избирателей.
Причин неудач партий политического мейнстрима несколько. Правые популисты на выборах выступали с критикой слишком мягкой, по их мнению, миграционной политики правительства, против поддержки Украины, за снятие санкций против России и достижение мира в Европе дипломатическим путем. Все это, как выяснилось, в Австрии достаточно популярно. Уровень симпатий избирателей в отношении АНП и «Зеленых» существенно снизила и неспособность правительства эффективно справиться с недавними стихийными бедствиями, обрушившимися на республику - наводнением и оползнями.
Отдельно следует остановиться на роли в поражении правящей коалиции ее отношения к российско-украинскому конфликту. Правительство Нехаммера хотя и воздерживалось от прямой военной помощи Украине, но поддержало санкционный режим, введенный ЕС. Сам канцлер высказывался за то, чтобы разрешить украинским войскам использовать западное оружие для ударов вглубь России. В известной степени это можно рассматривать как отход от политики нейтралитета, которой с 1950-х годов придерживается Австрия. При этом, конечно, нужно оговориться, что, несмотря на массированное давление США, правительство Нехаммера не последовало примеру других ранее нейтральных европейских государств (Швеции и Финляндии) и не взяло курс на вступление в НАТО.
В Австрии решение о том, кто должен приступить к формировнанию правительства, принимает по своему усмотрению президент. Обычно он предоставляет это право победителю парламентских выборов. Кикль уже заявил, что готов формировать правительство. Однако австрийский президент Александр ван дер Беллен, по данным на понедельник, еще не принял решения на этот счет. До выборов он заявлял, что в случае победы АПС правительство будет формировать политическая сила, показавшая второй результат. Такого в Австрии не было с 1999 года. По итогам всех последующих выборов правительство формировал победитель.
По предварительным данным, из 183 мест в парламенте АПС получает 56. В распоряжении народников будет 52 места, а социал-демократы получают 61 место. Именно такой расклад обусловит формирование будущего правительства страны. Нехаммер уже заявил, что коалиция с АПС исключена. Поэтому пока единственно возможной комбинацией выглядит создание парламентского большинства АНП и социал-демократов. В этом случае канцлером останется Нехаммер, а значит, вряд ли можно будет говорить об изменении внешней политики Австрии. Если же такой коалиции не получится, у АПС может все-таки появиться шанс попасть в правительство.