Времена, когда китайские электромобили были желанны в ЕС, а председатель Си был другом президента Макрона, миновали. Фото Reuters
Результатом встречи министров экономики и финансов стран ЕС, которая пройдет в пятницу, 4 октября, может стать введение 45% пошлин на импорт китайских электромобилей. Это не только протекционистский, но и политический шаг. Озаботиться новой моделью развития, в которой будет ограничена зависимость от США, Китая и России, призвал Евросоюз президент Франции Эмманюэль Макрон. В данном случае он отражал не только свое мнение, но и позицию части истеблишмента стран ЕС, считающего, что Европа должна играть более важную роль в мировой политике и экономике.
О необходимости как можно скорее и как можно радикальнее реформировать модель экономического роста Макрон говорил на форуме «Берлинский глобальный диалог».
В своей речи, закрывавшей это мероприятие, он акцентировал внимание на то, что мировые реалии за последние годы кардинальным образом изменились. Десятилетиями экономический рост ЕС обеспечивался за счет трех факторов: экспорта европейского автопрома в Китай, импорта дешевой российской электроэнергии и согласия США брать на себя львиную долю оборонных расходов по линии НАТО. Сейчас же их нет, подчеркнул Макрон.
Китай – не только покупатель германских, итальянских и французских автомобилей, он крупный импортер в Европу. КНР, не сумев победить европейский автопром, нашла симметричный выход – начала развивать производство автомобилей с электродвигателями и добилась крупных успехов. После февраля 2022 года и введения санкций против РФ о дешевых российских энергоносителях Евросоюзу придется забыть. Ликвидация зависимости от них окончательно стала для ЕС политическим фактором и стратегической целью. Что касается американского оборонного «зонтика», то он с началом российско-украинского конфликта тоже, можно сказать, исчез. Украину снабжают оружием и ссужают деньгами не только США, но и Евросоюз. Чья доля в итоге окажется больше – пока открытый вопрос. Между тем если президентом США станет Дональд Трамп, есть вероятность, что он постарается максимизировать расходы своих европейских союзников на оборону. Впрочем, цель довести оборонные траты всех стран НАТО до 3% ВВП уже поставлена. Ее поддерживает и новый генсек альянса Марк Рютте. Кроме того, сам Евросоюз постепенно приобретает черты военного альянса. Украина вооружается в значительной мере из средств Фонда мира ЕС, откуда раньше оплачивались разве что недорогостоящие миротворческие миссии европейских государств в Африке. С этого года в Еврокомиссии появилась новая должность – еврокомиссар по обороне. Им стал представитель Литвы Андрюс Кубилюс, ратующий за увеличение оборонных расходов ради успешного противостояния РФ.
Все эти реалии Макрон предлагает учитывать. В своей речи он призвал ЕС «проснуться» и «перезагрузить» свою работу. «Если мы продолжим следовать старой модели экономического роста, то через три-четыре года мы станем неконкурентоспособными», – считает французский президент.
Как следует из слов Макрона, составной частью этой перезагрузки он считает протекционизм. Именно поэтому Франция поддержала введение 45% пошлин на китайские электромобили. По данным Bloomberg, аналогичную позицию заняли Греция, Италия и Польша. Вероятно, этим список стран, поддерживающих введение запретительных пошлин, не ограничится. В общем, на пятничной встрече министров финансов и экономики стран ЕС предложение с высокой долей вероятности будет одобрено.
Наконец, важно то, что борьба с китайским автопромом и расширение своего производства электромобилей – это стратегическая линия Евросоюза, зафиксированная в его программных документах. Собственно, этим объяснялось июльское решение Еврокомиссии ввести временные пошлины в размере от 17 до 37% (в зависимости от производителя) на импорт электромобилей, чье производство субсидируется китайским государством. Теперь эта мера еще более ужесточается. Ожидается, что окончательно пошлины будут введены к ноябрю.
Следует заметить, что Макрон – не единственный европейский государственный деятель, кто в этом месяце бьет тревогу из-за возможной утраты странами ЕС своих традиционных преимуществ над конкурентами. В начале сентября экс-глава Европейского центробанка Марио Драги представил доклад, подготовленный по просьбе главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. 328-страничный документ посвящен анализу того, что необходимо экономике ЕС для повышения своей конкурентоспособности. Вывод Драги: Евросоюзу нужен беспрецедентно высокий уровень инвестиций, вдвое больший, чем в конце 1940–1950-х годов, когда действовал американский План Маршалла – план поддержки разоренной Второй мировой войной Европы. Дело осталось за малым: где-то эти инвестиции найти.