Поддержка нынешнего лидера со стороны населения остается высокой. Фото Reuters
На президентских выборах в Тунисе победу ожидаемо одержал действующий глава государства Каис Саид. К голосованию было допущено лишь два его оппонента, но один из них незадолго до выборов оказался за решеткой. Профессор права, разрабатывавший Конституцию 2014 года, сам же ее изменил и сконцентрировал всю власть в своих руках. Жесткость и авторитарность президента критикуются на Западе, однако в отличие от многих политиков Ближнего Востока Саида трудно упрекнуть в коррупции и отстраненности от народа.
В североафриканской стране продолжается подсчет голосов. Но итог выборов уже очевиден – Саид не просто одержит победу, а она будет максимально убедительной. По данным экзитпола, он может получить почти 90% голосов. Напомним, в 2019 году за преподавателя права в первом туре отдали голоса лишь 18% избирателей. Правда, во втором туре преимущество Саида было неоспоримым: слишком выигрышно он выглядел на фоне бизнесмена Набиля Каруи, преследуемого за отмывание денег. Тогда Саид получил 72% голосов.
Суровость нового президента Туниса в отношении меньшинств и вопроса прав женщин с самого начала президентского срока создали у него не самую радужную репутацию у западных СМИ. В своих обещаниях он был весьма последователен, чем заслужил доверие населения. В Тунисском университете Саида всегда уважали за прямоту, и среди проголосовавших за него в 2019 году было большое число именно молодежи. Сейчас же ситуация меняется. Процент голосовавших за президента теперь выше среди тунисцев среднего и преклонного возраста.
Тунис был примером страны, в которой демократизация отнюдь не привела к гуманизации. Кампания Саида в 2019 году была мастерски антисистемной: нынешний лидер отказался даже от использования средств из госбюджета. Однако вслед за вступлением в должность Саид показал свою нетерпимость к оппонентам. Аресты оппозиционеров стали обыденностью и активизировались перед прошедшими выборами.
Премьер-министров Саид меняет как перчатки, а в 2021 году он даже провел то, что аналитики назвали «самопереворотом». Президент распустил парламент и правительство, изменил Конституцию и окончательно «подмял» политическую сферу под себя. На прошедших в парламент выборах явка составила 11%. На выборах президента явка тоже была невысокой – 27,7%, по данным избиркома.
Саиду противостояли Айяши Заммель и Зухейр Магзауи. Первый за несколько дней до выборов получил 12-летний тюремный срок по обвинению в подделке документов. Он, по данным экзитпола, получил порядка 7% голосов и оказался на втором месте.
Саид реализует политические решения максимально жестко, при этом аргументирует это «священным долгом». Именно такая причина в 2022 году была названа в качестве оправдания увольнения 57 судей, которых президент обвинил в пособничестве террористам, получении взяток и фальсификации документов.
В большинстве случаев профессор права показывает себя политиком, уважающим закон, однако в решающие моменты заявляет, что «долг» куда важнее писаных законов. И в таких измышлениях он находит поддержку у многих. Во всяком случае, протесты против президента хоть и организуются, но большого политического резонанса не имеют.
В СМИ высказываются мнения о том, что автократия Саида знаменует собой закат демократических успехов арабской весны. Напомним, что смена власти первой среди арабских стран произошла именно в Тунисе. Зин аль-Абидин Бен Али, многолетний лидер Туниса, был вынужден бежать и остаток дней провел в Саудовской Аравии.
Однако режим Саида – это явление новое и во многом уникальное. Нынешнему президенту пока удается сохранять имидж, а судя по всему, и реальный образ жизни, политика-минималиста, скромного в быту, весьма нетипичного для региона. Однако авторитарный захват полномочий – это картина уже куда более часто встречающаяся. Другое дело, что опытный юрист Саид обходит правила довольно грамотно, не допуская юридического «беспредела», и, будучи не замешанным в коррупции, вызывает доверие населения, уставшего от нечистого на совесть истеблишмента.