Глава администрации Тайваня Лай Циндэ на праздничном митинге в Тайбэе заявил, что остров не будет подчиняться указаниям Пекина. Фото Reuters
На Тайване торжественно отметили 113-ю годовщину создания Китайской Республики. Это наименование государства, существующего на острове, возникло в 1911 году, когда революционеры свергли династию Цин. Глава администрации острова Лай Циндэ на митинге в довольно мягких выражениях прокомментировал действия Пекина, демонстративно направившего к острову 27 военных самолетов. Поскольку КНР не отказалась от применения силы в случае провозглашения Тайванем независимости, реальной опорой для острова могут служить только США. А они сохраняют курс неопределенности по вопросу Тайваня.
Сейчас и на острове, и на материке стремятся переписать историю с позиций сегодняшнего дня. И годовщина дает хороший повод для этого. В Тайбэе указали, что КНР никак не может быть «матерью» Китайской Республики. Ведь КНР ведет свою историю с 1949 года. На материке назвали этот аргумент смехотворным.
Впрочем, обычных людей на острове волнуют не споры об истории, а думы о том, что принесет ближайшее будущее, не случится ли худшего. Тем более что Демократическая прогрессивная партия, от которой на выборах в мае был избран президентом Лай Циндэ, имеет лишь относительное большинство в парламенте. Главная оппозиционная партия – Гоминьдан сохраняет большое влияние на острове.
В 1949 году, проиграв гражданскую войну коммунистам, лидер Гоминьдана Чан Кайши со своими сторонниками и сохранившими верность армейскими частями бежал на остров. Мало кто из коренных жителей Тайваня этому радовался. Были выступления протеста, даже мятежи. Чан Кайши их подавлял весьма жестоко. Однако Цзян Цзиньго, сын Чана, унаследовавший пост главы государства, взял курс на демократическое переустройство и на этом поприще добился успехов. Ныне на Тайване регулярно проходят выборы, люди не боятся ругать власть на собраниях, соблюдается свобода слова и печати. А Гоминьдан, который остается влиятельной силой на внутриполитической сцене, настойчиво выступает за мирные переговоры с КНР.
Не дает ли это шанс на то, что Пекин и Тайбэй сумеют поладить и устранить угрозу вооруженного столкновения?
Отвечая на этот вопрос «НГ», Андрей Карнеев, руководитель Школы востоковедения в Высшей школе экономики, отметил: «Китай не отказывается от переговоров. Его предложение решить все по формуле «одна страна – две системы», то есть как с Гонконгом, для Тайваня неприемлемо. Это официальная позиция Пекина. Но есть и другой пекинский вариант: отложить решение до лучших времен. На это намекают китайские аналитики. Тем более что Америка, которая предоставляет Тайваню за деньги современное оружие, лавирует. То говорит, что будет защищать, то опровергает такое обещание. Байден не раз говорил, что даст отпор вторжению Китая. А потом пресс-секретарь президента указывала, что Байдена неправильно поняли, никаких обязательств он на себя не брал».
Ситуация трудно предсказуемая, полагает эксперт. Перед выборами в США политики обеих партий не хотят выставить себя слабаками перед Китаем. Поэтому опасность конфронтации не устранена. Это один ракурс проблемы. Но ведь сам Тайвань вовсе не настроен воевать. Тут Гоминьдан, который признает, что КНР и Тайвань – это одна страна, может сыграть ключевую роль в достижении компромисса.
Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, тоже считает, что часть американской элиты не хочет уступать Китаю ни в чем. «Это главный фактор нынешнего напряжения. Но Пекин ни на какие авантюры не пойдет, понимая, что за это подвергся бы жесточайшим санкциям», – сказал он «НГ».