Кир Стармер намерен понять, почему британцы недовольны им и его правительством. Фото Reuters
СМИ подводят итоги первых 100 дней правления в Британии лейбористов и их лидера Кира Стармера. Выводы оказываются неутешительными. Хотя за три месяца новая партия власти в крупные скандалы не попадала, проблем у нее хватает. Осторожный стиль премьер-министра и его опыт работы генеральным прокурором оправдывают себя в критике тори, но пока мало способствуют управлению страной.
«Мало причин праздновать» – в таком положении оказалось правительство Стармера, констатирует AP. Хотя снижение рейтингов получивших власть политиков – нередкое явление, которое встречается на Западе, случай нынешнего премьер-министра Британии выделяется. Стармер из в целом нейтральной фигуры для жителей Соединенного Королевства превратился даже в более отрицательную фигуру, чем его непопулярный предшественник – лидер тори Риши Сунак, готовый уйти в отставку. Причем все это случилось чуть больше чем за месяц (см. «НГ» от 19.08.24). Из-за проблем с финансами пришлось принимать непростые решения. Уже вскоре после выборов Стармеру пришлось заявить населению, что «перед тем как станет лучше, придется терпеть». В том числе из-за того, что социальные расходы государству придется урезать на 22 млрд фунтов.
Лейбористы во многом стали жертвами своих обещаний развивать социальную сферу. Одна из самых непростых должностей в кабмине – у главы Казначейства Рейчел Ривз. Ей приходится оправдываться тем, что тори оставили после себя более крупную «финансовую черную дыру», чем предполагалось. Утверждение бюджета на 2025 год откладывается. Тони Блэр и Дэвид Кэмерон куда быстрее утверждали бюджет на следующий год, отмечают аналитики.
Стармеру пришлось пойти на ряд непопулярных решений. Самое неприятное из них – отказ субсидировать пенсионерам траты на отопление. Ставится под вопрос принадлежность лейбористов к более социально ориентированной политике, чем консерваторов.
Другим странным направлением стало подавление протестов ультраправой направленности. Лейбористы взяли радикальный путь: бывший генеральный прокурор пообещал наказать не только протестующих, но и сочувствующих им. Особенно не понравилось населению, что ради того, чтобы применить к протестующим крайние меры, лейбористы отпустили на свободу часть осужденных из тюрем с целью освободить в них места.
Есть вопросы у населения и по миграционной политике. С одной стороны, Даунинг-стрит незамедлительно остановил план по отправке нелегалов в Руанду, которым возмущались левая общественность, правозащитники и чиновники Евросоюза. С другой – нелегалов в Соединенном Королевстве от этого меньше не стало.
Не обошлось и без коррупционных скандалов. Общественности не понравилось, что Стармер и его жена активно принимали подарки от богатых спонсоров (см. «НГ» от 03.10.24). Речь идет о сотнях тысяч фунтов, поскольку подарки были соответствующие: костюмы ведущих дизайнеров, билеты на концерт Тейлор Свифт, аренда дорогого пентхауса.
Делают необдуманные поступки и члены правительства. Например, министр транспорта Луиз Хейг накануне инвестиционного форума неожиданно выступила с критикой крупной судоходной компании P&O Ferries и даже рекомендовала не пользоваться их услугами. В итоге страна рискует лишиться порядка 1 млрд фунтов инвестиций.
Опросы, публикуемые в британских СМИ, показывают удручающую картину. Лейбористы растеряли все предвыборное преимущество перед консерваторами. По данным 2 тыс. респондентов, тори поддерживают 27% электората, лейбористов – столько же. А 21% британцев отдают предпочтение Реформистской партии, которая хочет стать заменой тори на правом фланге.
Еще более неприятным был ответ респондентов на вопрос о том, какое правительство они бы предпочли. 34% заявили, что кабмин Сунака предпочтительнее против 31%, заступившихся за правительство Стармера.
Несмотря на ряд промахов лейбористов, ошибки вряд ли можно назвать слишком критичными. Эксперты отмечают, что лейбористы не совсем были готовы управлять страной. В этом смысле у них есть перспектива. Партия еще не настолько погрязла в скандалах, чтобы не выправить ситуацию. У тори год назад ситуация была куда хуже.
Но столь стремительное падение рейтингов остается загадкой. Кто-то объясняет трудности ментальностью лейбористов: заступники рабочего класса имеют свои комплексы в отличие от тори, у которых больше «чувства собственного достоинства». Показательно, что выравниванию положения не способствовало даже то, что людям Стармера удалось договориться с профсоюзами и свернуть ряд стачек, в частности среди железнодорожников.